Войти в почту

Достоевский головного мозга

Наверняка вы все замечали присутствие русской классики в американских фильмах. Наши писатели появляются неожиданно и в самый тяжелый для героя момент, когда он задумчив и опустошен. Флагманом русской литературы там является, конечно же, Фёдор Достоевский. Если главный герой фильма выбивается из традиционных американских догматов, если он весь из себя такой одинокий лирик, то он обязательно признается какой-нибудь девушке или своему товарищу, что увлечен Достоевским. "Знаешь, в моей любимой книге «Преступление и наказание...»" - и тут всё становится ясно. Или: «В библиотеке моего отца я нашел книгу Достоевского» - как в фильме «Дом у озера» с Киану Ривзом и Сандрой Баллок. У твоего папы хорошая библиотека, поверь. Или возьмем «Иррационального человека» Вуди Аллена, где депрессивный профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс), не видящий в своей жизни ни радости, ни смысла, приезжает на лето преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом, а впоследствии и любовницей. После того как профессор признаётся, что русская классика ему испортила жизнь и настроение, девушка отвечает, что Ф. Достоевский является её любимым писателем и она прочитала все его книги. Вряд ли человек, который прочитал все книги Достоевского, в дальнейшем бы вел себя так, как та девушка из фильма, впрочем, как и главный герой, но речь не об этом, а о том, что цену-то они себя набили высокую. Встретились два одиночества в простеньком фильме Вуди Аллена, который пытался снять кино по мотивам «Преступления и наказания», и сделали вид, что они глубокие персонажи за счёт Фёдора Михайловича. Понятно, что это глубина показательная, герои фильма, несмотря на свою псведноначитанность, не перестают вести себя как идиоты, но уже с претензией. Если главного героя мучают приступы совести, если он испытывает панические атаки или просто мучается депрессией, дождитесь момента, и он обязательно сообщит, что зачитывается Достоевским. Ну а как иначе? Так легче всего показать глубину героя, не афоризмами же ему сыпать, можно просто сказать, что ты прочитал пару книг русского классика, и все признают, что ты в депрессии, поскольку добрался до некоторых душевных глубин, а не просто находишься в похмельном состоянии. Было бы забавно, если бы в России плохое настроение объясняли чтением книг Достоевского. У нас Достоевский входит в школьную программу, и то, что Раскольников завалил старуху, знает каждый ребенок и не испытывает по этому поводу больших душевных терзаний. В фильме «Машинист» Брэда Андерсона главный герой Тревор Резник (Кристиан Бейл) не спит целый год. Превратившись в живой скелет, он балансирует на грани сна и реальности. Он устал отличать пугающие видения от странных событий своей каждодневной жизни, но в последнее время они стали пересекаться самым страшным и непредсказуемым образом. Угадаете его настольную книгу? – «Идиот». Более того, сюжет фильма близок к сюжету романа Достоевского «Двойник». Для роли Кристиану Бэйлу потребовалось сбросить более 30 килограммов веса. Русская литература требует жертв. Знал бы Фёдор Михайлович, что за экзистенциализм на другом континенте будет отвечать он один. Ну а с другой стороны, кому ещё отвечать? Так что пусть в очередной раз какой-нибудь грустный американец, отложив «Преступление и наказание», возьмёт стакан виски и как бы в никуда скажет, что всему худшему в себе он обязан книгам, а мы посмотрим – посмеемся.

Достоевский головного мозга
© РЕН ТВ