Войти в почту

«Придатки к торговому центру». Экс-директор «Юности» о кинотеатрах сегодня

Печально для многих киноманов страны прозвучала новость, что единственным российским фильмом, который этим летом окупился в прокате, стала травести-комедия «Бабушка лёгкого поведения». Мы разучились снимать хорошее кино? Об этом «АиФ-Черноземье» поговорил с киноведом, отличником кинематографии и бывшим директором кинотеатра «Юность» Еленой Гудошниковой. В чём смысл? Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Елена Яковлевна, а что такое — хорошее кино? Елена Гудошникова: Это, прежде всего кино, которое сделано честно и профессионально, которое после просмотра — ты это чувствуешь — обогатило тебя эмоционально, духовно, нравственно, интеллектуально... Если же потом сожалеешь о потерянном времени — это плохое кино. Фильм должен нести в себе смысл. Пусть даже если это комедия. Я, например, готова до бесконечности смотреть фильм Георгия Данелия «Не горюй!» — один из величайших шедевров мирового кинематографа. Из зарубежных с удовольствием посмотрела первую часть «Терминатора» — очень дальновидное кино. В полном восторге была от «Титаника». Это картина, питающая душу и ум. Смотрите, как по-разному все умирают: кто-то очень достойно, кто-то — нет. Мать в каюте обняла детей и читает им книжку, чтобы дети не испугались и не испытали предсмертного ужаса, или музыканты, которые играют вопреки всему... Если человек достойно встречает свою кончину, значит, он и прожил достойно. Считаю, что в этом и есть философское значение фильма. Смотрела его раз пять на большом экране. — А из нового кино что бы вы отметили? — Замечательные киноленты «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Рай» Андрея Кончаловского. А вот зарубежное «Роковое искушение» режиссёра Софии Копполы, которое взяло Гран-при на Каннском кинофестивале, не произвело на меня впечатления... Выбор есть — Какого направления придерживается сейчас российское кино? — Помню, как в 90-е годы я поехала в Москву на курсы повышения квалификации, и меня поселили в общежитие ВГИКа. По вечерам будущие режиссёры собирались обсуждать творческие планы — говорили о вампирах, убийствах, насилии, похищении детей. Вот, думала я, будущие творцы российского кино, что натворят эти бедолаги, что ждёт российский кинематограф?! Сейчас это поветрие проходит, появились серьёзные режиссёры, которым есть что сказать. Хотя иногда и актёры, и режиссёры хорошие, а фильм получается бессмысленный. Видимо, ставили сверхзадачу, чтобы люди смотрели их детище и при этом ни о чём не думали. — Что скажете о роли Воронежа в развитии кино? — В Воронеже был открыт первый в Советском Союзе киноклуб. Его создатель Сталь Пензин умер четыре года назад, и никто даже не заметил... Вообще, в Воронеже кинематографическая культура очень развита. У нас побывала масса режиссёров и актёров, причём колоссального уровня, таких как Вадим Абдрашитов, Марлен Хуциев, Зинаида Кириенко, Сергей Никоненко. Очень много снималось и снимается в кино воронежских актёров. В их числе выпускник воронежского института искусств Андрей Егоров — недавно видела его в фильме «Оптимист», Сергей Астахов, Камиль Тукаев. А вот воронежские режиссёры в основном делают телефильмы, там платят сразу, а выйти в прокат — дело хлопотное, может и не получиться. О самом Воронеже снимал, пожалуй, только Василий Панин, яростный патриот. В фильме о Пятницком заметно, как на заднем плане проехал воронежский троллейбус. Гениальный кадр! — Что для вас кинотеатр? — Кинотеатр — это храм искусств, куда приходят смотреть нечто, что производит впечатление и оставляет след на всю жизнь. В своё время я положила 25 лет на то, чтобы в Воронеже был достойный кинотеатр, который демонстрирует высокохудожественное кино. У нас в «Юности» всегда были полные залы. Чего только мы не показывали! Каждый год, например, с 1 по 7 апреля устраивали ретроспективу фильмов Андрея Тарковского, а в феврале проводили Дни Феллини — всегда были аншлаги. Французского кино было много, причём брали его напрямую через французское посольство... Организовывали встречи с известными режиссёрами, и те любили к нам приезжать. Многие режиссёры и актёры вышли как раз из стен кинотеатра «Юность» — вначале ходили туда как зрители, потом стали друзьями кинотеатра, познакомились там с режиссёрами и уехали работать в Москву. Но шло время, «Юность» решила зарабатывать деньги, и как-то моим «преемникам» кто-то посоветовал сделать в апреле ретроспективу Тарковского. Собрали полные залы, решили, что напали на «золотую жилу». На следующую неделю тоже поставили фильмы Тарковского — никто не пришёл. Успех кинотеатра — это плоды колоссальных усилий многих людей, а не одного человека! Всего лишь площадки — В кинотеатрах мало показывают российского кино. Нет достойного? — Хорошего, качественного кино в России сейчас снимают немало. На предпоследнем Каннском кинофестивале все члены жюри сошлись во мнении, что российский кинематограф сегодня — самый интересный. Жаль, что большинство современных кинотеатров не показывает всего многообразия качественного кино и представляет собой лишь киноплощадки, далёкие от настоящей культуры. Это просто придатки к торговому центру, чтобы людям было где отдохнуть и пойти дальше по магазинам. В Воронеже я бы назвала всего один кинотеатр, который может иметь такое звание — это «Спартак». Там регулярно проводятся кинофестивали, бывают очень интересные премьеры. Хожу туда регулярно, и не только на фильмы, но и на оперные спектакли, прямые трансляции из Ла-Скала. Кстати, они собирают много зрителей, хотя билеты очень дорогие. А вообще все люди делятся на тех, кто ходит в кинотеатры, и тех, кто туда не ходит. Некоторые, правда, приходят в кино, чтобы попкорн погрызть. Такая публика тоже была всегда. Но, во всяком случае, когда показывают что-то стоящее, народу обычно собирается очень много.