Войти в почту

Эволюция кинематографа

Кинематография — вид искусства, отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и их показ зрителю. Воспроизведение первых кинокартин осуществлялось при помощи приборов, позволяющих отразить на экране заснятые на светочувствительную пленку движущиеся изображения, которые создавали впечатление живой действительности. Создание кинематографа как системы воспроизведения достаточно длительного и произвольного движущегося изображения стало возможным только после того, как возникла фотография, а чувствительность фотоматериалов стала позволять снимать при коротких выдержках. В конце 1870-х были изобретены бромсеребряные желатиновые эмульсии, являющиеся основой фото- и кинопроцессов. После этого стали разрабатываться различные системы записи движения. В истории сохранились имена десятков изобретателей подобных систем, работавших в самых разных странах (Эдвард Майбридж, Томас Эдисон, Этьен-Жюль Марей и др.), но в большинстве случаев изобретения не были доведены до конца из-за финансовых или технических проблем. В 1895 году Братья Луи и Огюст Люмьер подали заявку на получение патента на изобретенный ими "синематограф". 28 декабря 1895 года в парижском кафе на бульваре Капуцинов широкой публике были представлены первый постановочный игровой фильм "Политый поливальщик" (L'Arroseur Arrosé) и короткометражный фильм "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота" (L'Arrivée d'un train en gare de la Ciotat). Впервые в одном кадре были показаны съемки людей общим, средним и крупным планом. "Политый поливальщик" стал первой в истории кино картиной с законченной повествовательной структурой, соответствующей всем канонам классической драматургии. В фильме была экспозиция (человек поливает из шланга сад), завязка (мальчишка за спиной поливальщика наступает на шланг), развитие действия с поворотной точкой (поливальщик в недоумении заглянул в наконечник шланга), кульминация (мальчишка убирает ногу со шланга, и струя воды ударяет в лицо поливальщика) и развязка (поливальщик бьет мальчишку, тот убегает). Садовника сыграл Франсуа Клер, садовник поместья Люмьеров в Ла-Сьота, а малолетнего хулигана — сын одного из слуг Бенуа Дюваль. В большинстве ранних фильмов изучались в основном внутрикадровые возможности кинематографа. Фильм французского режиссера Жоржа Мельеса "Спасение из реки" (Sauvetage d'une rivière, 1896) стал первой картиной, где был использован монтаж. Картина этого же режиссера "Луна с одного метра" (La Lune à un mètre, 1898) считается самым ранним фильмом среди сохранившихся картин, которые состояли из нескольких кадров. В середине 1925 года в США три известные организации — Warner Brothers, Western Electric и Vitaphone Corporation объединили усилия по продвижению звукового кино. Первый немой фильм "Дон Жуан" (Don Juan) с синхронным музыкальным сопровождением вышел в 1926 году. 6 октября 1927 года в Нью-Йорке прошла премьера первого звукового фильма "Певец джаза" (Jazz Singer). Показ состоялся в кинотеатре на Таймс-сквер. Для воспроизведения звука использовалась система Vitaphone — звук был записан на синхронизированном диске. В 1928 году вышел первый звуковой мультфильм "Пароходик Вилли"(Steamboat Willie) американского художника-мультипликатора Уолта Диснея. На экране впервые появился известный персонаж Микки Маус. В 1929 году был создан мультфильм "Пляска скелетов" (The Skeleton Dance), с которого началась серия "Забавные симфонии" (Silly Symphonies). В 1930-е годы появилась трехцветная технология Technicolor, которую Уолт Дисней использовал при записи полнометражного анимационного фильма "Белоснежка и семь гномов" (Snow White and the Seven Dwarfs, 1937). Первый "полноценно цветной" короткометражный фильм "Кукарача" (La Cucaracha) был снят в 1934 году, а полнометражный фильм "Бекки Шарп" (Becky Sharp) — в 1935 году. Первые фильмы формата 3D продолжительностью около 30 минут были созданы в 1936 году в Германии. Один из них представляет собой мюзикл, где действие разворачивается на загородном пикнике, а самая эффектная сцена включает в себя летящие в сторону зрителя брызги жира от жареной колбасы. Второй фильм — про развлечения шестерых подружек-старлеток. Фильмы были обнаружены в берлинских архивах в 2011 году. До этого считалось, что технологию 3D изобрели в Голливуде в 1950-х годах. Ярким примером использования 3D-технологий является фильм Джеймса Кэмерона "Аватар" (Avatar, 2009), удостоенный трех "Оскаров" и двух "Золотых глобусов". Его международные сборы составили около 2,8 миллиарда долларов, что сделало фильм абсолютным лидером мировых кассовых сборов. В 1970-е годы во время съемок фильма Джорджа Лукаса "Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда" (Star Wars. Episode IV: A New Hope, 1977) впервые была применена автоматическая система управления съемками Dykstraflex, позволившая снимать кадры с движущимися объектами на статичном фоне. В 1988 году американский кинорежиссер Роберт Земекис снял фильм "Кто подставил кролика Роджера" (Who Framed Roger Rabbit?), в котором впервые объединил игру мультипликационных героев и киноактеров. Первым фильмом цифрового кино (процесс производства, распространения и показа кинофильмов на цифровых носителях) стал фильм "Звездные войны: Эпизод I — Скрытая угроза" (Star Wars Episode I: The Phantom Menace), показанный в ноябре 1999 года на цифровом кинопроекторе Multiplex. Тогда же был открыт первый цифровой кинотеатр, основанный на технологии DLPTM Cinema. Вскоре компания Kodak на основе той же технологии компании Texas Instruments предприняла первую попытку создания сети цифровых кинотеатров. Новые технологии непрерывно внедряются в кинопроизводство и кинопрокат. В частности, сейчас кинотеатры используют технологии лазерного проецирования. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Эволюция кинематографа
© РИА Новости