Войти в почту

Валентин Гафт: Молчание может быть сильным

10 октября в театре «Современник» прошла премьера — «Пока существует пространство». Соавтор пьесы и исполнитель главной роли — народный артист РСФСР Валентин Гафт. Сама постановка заставляет зрителя вспомнить весь свой жизненный путь и задуматься об этом. После премьеры Валентин Гафт побеседовал с корреспондентом «ВМ». Быть честным нетрудно Спектакль «Пока существует пространство» рассказывает о честности по отношению к себе и к другим. Мне удавалось и удается жить не по лжи. Причем в обычной жизни не лгать для меня легче, чем в театре или в кино. В искусстве художник невольно путает вымысел с правдой. Актер — художник роли, а не исполнитель. Яркий пример неправды в искусстве — пьеса Александра Пушкина из цикла «Маленькие трагедии» — «Моцарт и Сальери». Сальери был хорошим композитором, но не таким гениальным, как Моцарт, он пользовался успехом, у него были ученики, и он, конечно, не убивал Моцарта. Пушкин сделал Сальери убийцей для того, чтобы показать чудовищность, разрушительность зависти к гению. Вымысел поэта, на мой взгляд, оправдан. Но жить нужно правдой и в правде. Думаю, у меня это получилось. Прощайте и любите Спектакль «Пока существует пространство» — о любви, которая является самым главным в жизни. Человек, чувствующее, чуткое создание, отличается от зверя тем, что способен любить. Любовь — одна из главных тем в великой литературе, музыке, живописи, кинематографе. Она никуда никогда не уйдет и останется навсегда. Рукописи не горят. У меня за плечами сложная жизнь, но точно знаю, что надо прощать и надо любить и хранить любовь, беречь ее. В постановке не надевал маски и открыто выходил на сцену и говорил то, что считал важным. Художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек просила меня быть еще более открытым, еще более обнаженным, и она права. Сцена лечит Я пожилой человек. Но когда играю на сцене, то усталости не чувствую. Однако после спектакля требуется время для отдыха. А потом вновь хочется на сцену, на которой молодеешь и не устаешь. Мой учитель Олег Ефремов 2 октября в «Современнике» отмечали 90-летие Ефремова. Олег Николаевич был редким человеком. Таких, как он, не было и не будет. Легендарный актер делал историю театра и страны. Именно Ефремов пригласил меня в «Современник», где служу по сей день. Во многом благодаря ему я стал писать эпиграммы. О работе актера Вообще я не киноактер. Но люблю свою работу в фильме Виктора Титова «Жизнь Клима Самгина». Хорошие эпизоды с моим участием есть в картине «Короли и капуста» Николая Рашеева по рассказам О. Генри. Но я не коллекционер ролей. Кино — живое, а любая коллекция — это уже старье. Писатель Ираклий Андронников дал мне хороший совет: «Играй от себя, и тогда это будет органично». Спустя годы я понял, что играть «от себя» трудно. «Почти» получается у многих, но «почти» — не считается. Можно показывать на сцене трюки, правильно и выразительно говорить, и все это не вызовет отклика. А молчание на сцене может быть сильным. Главная задача актера — переводить на свой язык то, как ты живешь. Весь мир не удивить, но можно попасть в 600 человек, сидящих в зале, и это уже много. Нужно играть так, как ты понимаешь мир, человека, себя, а не изображать понимание. СПРАВКА «Пока существует пространство» — авторский спектакль, придуманный и воплощенный Валентином Гафтом и Саидом Баговым. Исповедальная постановка — размышление о себе и своем месте в мире. Зрители становятся свидетелями встречи отчима и пасынка, когда они ощущают потребность говорить о важнейших смыслах жизни. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Валентин Гафт: Молчание может быть сильным
© Вечерняя Москва