Войти в почту

Презентован фильм про вклад евреев в нашу культуру

В Центре документального кино идет трилогия Леонида Парфенова "Русские евреи". Корреспондент "ВМ" отправилась на показ завершающей третьей части фильма об антисемитизме. Создатели фильма коснулись истории тысячи судеб, среди которых всемирно известные имена тех, кто хотел остаться русским, но так и не пришелся под стать действующей советской пропаганде.

Презентован фильм про вклад евреев в нашу культуру
© Вечерняя Москва

После смерти Иосифа Сталина многих евреев реабилитировали. Летом 1953 разом выпустили свыше миллиона уголовников - словарный запас страны пополнился блатными словечками. Тогда на слуху появляются ставшие уже привычные нам жаргонные выражения, о происхождении которых многие не догадываются: Шмон, шмонать (обыскивать) на иврите "шмонэ" - обозначает цифру восемь - именно в это время проходил вечерний обыск в тюрьмах; Ксива (документ) от ивритского"ктива" - "написание". "Начало конца заморозков" ознаменовалось недолгим периодом так называемой "оттепели". Но скорый скандал вокруг нобелевского романа "Доктора Живаго" Бориса Пастернака дает первый тревожный звонок - советская власть не меняет свои вкусы. Борис Леонидович - еврей, всеми своими устремлениями желавший быть русским писателем, а не советским. - Евгений Евтушенко - самый знаменитый герой поэтической эпохи в разгар "Оттепели" - публикует короткую поэму "Бабий яр", - комментирует Парфенов с экрана. "Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу..." Написанная на стихи Евтушенко 13-а симфония Шостаковича вызывает страшный скандал. Возмутительно само обращение к табуированной теме и уж совсем возмутительна сама концовка: "...Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, и потому - я настоящий русский!" Бабий Яр - место расстрела десятка тысяч киевских евреев, а также военнопленных красноармейцев и цыган.

- Хотя и было принято решение, здесь так и не поставили памятника погибшим советским гражданам, - продолжает Леонид Парфенов. - Овраг засыпали. А уничтожения на оккупированных территориях евреев по этническому признаку в СССР вовсе замалчивались.