Войти в почту

Майндфак-кино: эволюция голливудских игр с личностью

Уже шестьдесят лет прошло с тех пор, как Тотошка разоблачил Гудвина, и сорок — с момента, когда Сэм Лумис открыл миру истинную сущность Нормана Бейтса. Сюрпризы, касающиеся личности главных героев, для Голливуда не новость. Но есть три особенности, отличающие шедевры вроде «Шестого чувства», «Бойцовского клуба», «Мементо», «Малхолланд-драйв» и «Донни Дарко» от других картин, претендующих на звание майндфак-кино. «Этот смутный объект желания» (1977) На сегодняшний день чемпионы по мозговыносящим фильмам — два Дэвида: Линч и Финчер. Безусловно, они многим обязаны Луису Бунюэлю, который сделал себе имя на неожиданном выдергивании стула из-под зрителя. Последняя большая волна голливудских майндфаков (1999–2001) была вызвана к жизни рядом более ранних и успешных «фильмов с сюрпризом».«Жестокая игра» Нила Джордана (1992) и «Подозрительные лица» Брайана Сингера (1994) могут гордиться оскароносными сценариями и внушительными кассовыми сборами; благодаря художественному и коммерческому успеху их увидело больше зрителей, чем пришлось на долю более ранних культовых картин: «Бразилии» Терри Гиллиама (1985) и «Лестницы Иакова» Эдриана Лайна (1990). Впрочем, по-настоящему популярным этот жанр стал лишь после выхода картины Майкла Найта Шьямалана «Шестое чувство» (1999). В «Шестом чувстве» можно обнаружить все ключевые сюжетные элементы, типичные для успешного майндфака. Современная драма уделила много внимания проблеме жизни и смерти — от мейнстрима вроде «Нашего городка» Торнтона Уайлдера до абсурдистского «Конца игры» Сэмюэла Беккета. Тот же поворот сюжета эксплуатируется в двух более ранних мозговыносящих фильмах: «Лестнице Иакова» Лайна и оскароносной короткометражке Роберта Энрико «Совиный ручей» (за основу взят рассказ Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей», американская премьера для широкой аудитории состоялась в рамках культового телешоу «Сумеречная зона» в 1964-м). Но раньше не было ни фильмов, построенных на этом приеме, ни трехсотмиллионных кассовых сборов — этого удалось добиться как раз «Шестому чувству». «Шестое чувство» (1999) В индустрии развлечений размер выручки — одна из важнейших составляющих в развитии нарративной или эстетической формы. Благодаря «Шестому чувству» аудитория получила представление о подобных конструктах, что, в свою очередь, обусловило интерес к ним и со стороны Голливуда. Еще один образцовый голливудский майндфак 2001 года — «Другие» Алехандро Аменабара. Сравнивая этот фильм с «Шестым чувством», критики находили между ними много общего: в «Других» герой также не подозревает об истинной природе своего существования; и там, и здесь авторы фильма отказываются от попыток найти социальное, политическое или философское объяснение этим иллюзиям. Хотя герои вроде как ведут дискуссии на религиозные темы, сюжет «Других» (как и сюжет «Шестого чувства») строится в первую очередь на личной истории. Поскольку герои на сцене не умирают, вопрос о причинах их смерти не ставится. «Другие» — это чистая история о призраках, в которой «сюрприз» с личностью главного героя используется не в тематических, а в драматических целях. Современный майндфак отличается от работ Бунюэля двумя ключевыми вещами. «Подозрительные лица» (1995) Второе и самое интригующее отличие этих фильмов от работ Бунюэля — в отношении. «Семь» (1995) Дэвид Миллз («Семь») и Николас Ван Ортон («Игра») — успешные, компетентные, агрессивные люди, которых «накрывает» окружающим миром, и оба они уверены, что в любой момент могут положить конец игре, в которую играют. И оба очень ошибаются. Когда Джек узнает правду о себе, он не в восторге от того, чего ему удалось достичь, он приходит в ужас. И это совершенно логичная реакция в ситуации, когда понимаешь, что твое восприятие себя самого было чудовищно неверным. «Бойцовский клуб» (1999) «Бойцовский клуб», вышедший до событий 11 сентября, отчасти их предвосхитил, потому его авторов можно назвать провидцами, а сам фильм — страшным пророчеством, и речь в первую очередь о том разрушительном оптимизме, который провозглашается в картине. На мучительные попытки американского общества понять, как смерть тысяч невинных может быть радостно встречена другими людьми, ответ — вот он: гибель башен символически сняла с людей покров личного бессилия перед вечной незыблемой. Статья была впервые опубликована в журнале «Метрополь» 24 ноября 2014 года.

Майндфак-кино: эволюция голливудских игр с личностью
© Нож