Войти в почту

Режиссер Юсуп Разыков: в кинематографе Узбекистан может обойти Россию

ТАШКЕНТ, 19 окт — Sputnik, Лев Рыжков. Правительство Узбекистана планирует установить 10-процентную норму для показа отечественных фильмов в общереспубликанской кинопрокатной сети. Хорошо это или плохо? Будет ли эта квота бюрократической "обязаловкой" или, напротив, шансом на рассвет национального кинематографа. Об этом корреспондент Sputnik поговорил с известным режиссером Юсупом Разыковым. Добро побеждает всегда По мнению режиссера, главный вопрос, на который надо ответить, реализуя эту инициативу, это — хватит ли у Узбекистана отечественных фильмов. "Если представить себе, что 100% — это 100 фильмов, то 10 из них должны быть узбекскими. Эти 10% фильмов надо еще произвести. Главная проблема — в этом. Я считаю, что любые действия, направленные на поддержание узбекского кино, должны преследовать главную цель: чтобы это кино — было". — — говорит Юсуп Разыков. По словам режиссера, у Узбекистана есть опыт в прокате собственного кино. "На моей памяти, когда я снимал кино в Ташкенте, наше узбекское кино в прокате было в большинстве, — вспоминает Разыков. — Каждые две-три недели происходила какая-то премьера. Фильмы снимались частными студиями. И это было процветание специфического коммерческого кино. И люди его смотрели". Национальное кино тех лет было свободно от голливудских штампов. Куда сильнее было влияние географически более близкого Болливуда. "Если зрителю нравится такое кино — то оно имеет право на существование, — говорит Юсуп Разыков. — Его могут называть примитивным, стандартным по схеме, но оно не учит злу. Оно, может, и не способствует всестороннему развитию личности, но оно доброе. Добро противостоит злу и всегда побеждает". Живой отклик Что касается государственной поддержки национального кино, то это — достаточно популярная практика. И, как бы странно это ни звучало, такое сдерживание широко практикуется в Европе: во Франции, в Италии, Германии, Румынии, Чехии и даже в Исландии государство поддерживает своих кинопроизводителей. Где-то есть квоты на показ, где-то в пользу местных кинопроизводителей поступают средства от налогов на билеты. "То есть, деньги с этих налогов идут не в бюджет, а на поддержание национального кинематографа, — говорит Юсуп Разыков. — Что-то подобное сейчас пытаются сделать и в России. Но я не думаю, что в обозримом будущем удастся прийти к такой практике. А вот Узбекистан опередить Россию может". По мнению режиссера, как таковой киноиндустрии в Узбекистане пока нет. "Это, скорее, хаотический рынок, — считает Юсуп Разыков. — Но он привлекателен, самое главное, тем, что собирает полные залы. Даже на сеансах фильмов-«однодневок» залы были заполнены неравнодушными людьми. Появлялись звезды, что для киноиндустрии очень важно. Появилась какая-то своя отработанная структура проката. В России с этим — гораздо хуже, чем в Узбекистане". Чему еще стоит поучиться российским киношникам у узбекских коллег — непосредственной связи кинотеатров и производителей фильмов. То есть, спрос напрямую диктует предложение. И, как следствие, кинематограф куда живее откликается на зрительские запросы. "Главное, чтобы было узбекское кино, — говорит Юсуп Разыков. — А я бы с радостью приветствовал его поддержку в прокате". В рамках принятой программы в Узбекистане с 2020 года ежегодно планируется снимать не менее 30 собственных фильмов и более 20 отечественных мультфильмов, к 2022 году количество мультфильмов и вовсе должно вырасти до 50 в год. Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Режиссер Юсуп Разыков: в кинематографе Узбекистан может обойти Россию
© Sputnik Узбекистан