Войти в почту

Бюст Матильды. Вид сбоку

В прессе практически спал ажиотаж, связанный с выходом на экраны страны долгожданной «Матильды» режиссера Алексея Учителя. После неистовой борьбы Депутата Государственной Думы РФ Наталье Поклонской с самим фильмом и с его создателем, с Министерством культуры и Генпрокурором Юрием Чайкой, после растиражированных угроз радикально настроенных групп верующих в адрес прокатчиков, постепенно сходят на нет и отзывы — ожидание оказалось неоправданно томительным, а сам фильм, по отзывам, намного менее интересным и захватывающим. ИА «Уральский меридиан» уже приводило несколько отзывов об этом фильме. Сегодня фильм прокомментировал доцент факультета журналистики УрФУ им.Б.Н.Ельцина Валерий Амиров в своем блоге в ЖЖ: Глядя на развитие сюжета с «нечаянно» обнажившейся в спектакле Мариинского театра грудью Кшесинской я стал лучше понимать Николая Второго. И вообще, с шестого ряда вдруг четко осознал, почему сто лет назад стала возможной Октябрьская социалистическая революция. Российский император не может быть счастливым в любви, если хочет удержать в руках свою страну. Как бы он ни назывался — царь, генсек или президент. Несчастливые Ленин и Сталин справились, счастливый Горбачев — нет. Нынешний президент в разводе, так что все будет в порядке… Не знаю, почему режиссеру Учителю бросают обвинения в отсутствии историчности. В отличие от министра культуры Мединского, Учитель никогда и не пытался казаться историком. Он властелин киногрёз и, надо сказать, что его грёза удалась. «Матильда» — классический образец нового российского массового кино и, в этом смысле, ничуть не хуже михалковской «Цитадели», в которой истории ещё меньше. Фильм не для тех, кто ищет на экране факты, а для тех, кто хочет эмоций. Женский фильм, хотя, разумеется, никто из его создателей никогда в таком не сознается. Для женского фильма тут есть абсолютно все. Герой-любовник и конкурирующие самки, одна из которых борется за статусного мужчину, а другая — за сам статус. Полный комплект. Ну да, нет высокой философии и огромной глубины. Идите на Сокурова, у которого есть и философия и глубина, но фильмы которого невозможно смотреть больше пятнадцати минут, хотя каждый из них в призах, как новогодняя ёлка в игрушках. «Матильда» — кино для миллионов. Тех, кто пашет на производстве, а потом чистит на кухне картошку и свёклу, чтобы сварить борщ мужу и детям. Такие граждане и гражданки не отличаются, может быть, «высоколобостью», но разве они не имеют право на то, чтобы посопереживать любовному трегольнику и даже немного поплакать в темноте кинозала? Если кто-то полагает, что русский император, пусть и русский всего лишь на одну тридцать вторую крови, текущей в его жилах, не может быть любовником, то такой человек просто не знает свой народ. Если кто-то полагает, что не обделённый тестостероном мужчина может хладнокровно смотреть на Михалину Ольшанску, в которой помимо сокрушительной женственности, есть еще какая-то поразительная чертовщинка, то плохо знает российских мужчин… Грудь киношной Матильды Кшесинской не просто приятно во всех отношениях выглядит в формате 2D, но и ставит перед зрителями очень важный вопрос о выборе, который каждый из нас делает хотя бы один раз в жизни — о том, что первично — чувство или ответственность за тех, кого мы приручили. Выбор Николая Второго не выглядит в фильме худшим. Я не знаю, как можно было найти в «Матильде» антирелигиозные мотивы. По мне, так лента как раз очень религиозна. И в ней, да не покажется кому-то странным, сильны именно христианские мотивы — воевать с таким кино было, минимум, глупо. Да, в настоящей истории Николай Второй не стоял на Ходынке на коленях и не устраивал над телами погибших фейерверков. Многое из того, что показано, было, видимо, не так или не совсем так. Но это кино. Всего лишь кино. Неимоверно красиво снятое. История одной любви. История одной красивой любви или история одной несчастной любви — с этим каждый разберется самостоятельно. Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения. Но все-таки пришла мысль о том, что вот выбрал бы он балерину, а не холодную немецкую принцессу, сочетался бы морганатическим браком и жил бы не по-царски, но безбедно и счастливо. И не пристрелили бы вместе с детьми в подвале дома екатеринбургского инженера…

Бюст Матильды. Вид сбоку
© Уральский меридиан