Войти в почту

10 фильмов, которые безнадежно устарели

Испытание временем выдерживают не так много фильмов. И это не значит, что все они — шедевры. Просто так уж случилось, что эти картины были созданы не на века. Многим даже очень хорошим лентам уготована участь факира на час. Технологии, преображающие нашу жизнь, не щадят кино. То, что еще 20 лет назад считалось грандиозным, в наши дни вызывает смех и кажется безнадежно устаревшим. В подборке «Ридуса» представлены наиболее яркие образцы такого кино. «Храброе сердце» (Braveheart, 1995) Безусловно, фактор «старости» заложен уже в самом времени действия фильма, которое разворачивается в 1280 году в Шотландии. Посвящена же картина борьбе шотландцев за независимость, которую возглавлял легендарный национальный герой Уильям Уоллес. С первого взгляда этот исторический блокбастер поражает своим размахом. Но при внимательном просмотре замечаешь столько допущенных ляпов, которые в наши дни уже не кажутся безобидными. Конечно, ошибки допускаются и в современном кино, но сейчас все-таки их гораздо проще исправить на компьютере. «Храброе сердце» свидетельствует о том, что в середине 90-х было невозможно использовать компьютерную графику, чтобы гнущийся в кадре резиновый меч стал настоящим. Сейчас можно было бы стереть автомобиль, появившийся на заднем плане в сцене битвы, и удалить бейсбольную кепку на одном из статистов. Тем не менее, эти обидные оплошности не помешали картине завоевать пять «Оскаров», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу. «Хакеры» (Hackers, 1995) Для своего времени этот фильм был актуальным, поскольку интернет только начинал распускать свою паутину по всему миру. Компьютерные вирусы, впрочем, как и хакеры, были тогда в новинку. Сейчас же эта лента выглядит необычайно наивной, нелепой и технически несостоятельной. Картина полна архаичных стереотипов: все хакеры изображены чудиками, а взломать компьютерную систему крупной корпорации способен каждый школьник. Любой, кто посмотрит «Хакеров» сегодня, будет хохотать до упаду. Не даст удержаться от смеха сцена, в которой два человека что-то яростно выбивают на одной и той же клавиатуре, а при этом на экране монитора с космической скоростью появляются миллиарды изображений и букв. Заставит улыбнуться и эпизод, в котором один из персонажей пытается остановить хакерскую атаку, отключив компьютер от Сети. А уж о допотопных модемах даже излишне упоминать. Сегодня эта лента может вызывать любопытство только благодаря участию в ней тогда еще начинающих Анджелины Джоли и Джонни Ли Миллера. «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (Indiana Jones and the Temple of Doom, 1984) Второй фильм Стивена Спилберга о невероятных приключениях отважного археолога во многом уступает первому, который останется киноклассикой на все времена. Беда сиквела оказалась в чрезмерно гротесковом и унизительном изображении традиций и пристрастий жителей Индии. В довольно затянутой сцене застолья индийцы представлены людьми, которые предпочитают лакомиться живыми змеями, жареными жуками, глазами животных и мозгом обезьян. Такое искаженное представление об индийской культуре и национальной еде можно списать либо на незнание, либо на чересчур обидный для индийцев юмор, который сегодня кажется довольно примитивным и совсем несмешным. Кроме того, азиатский ребенок по прозвищу Коротышка, едва умеющий говорить по-английски, тоже, по всей видимости, призван веселить зрителя. Но по сути, смысл его появления в картине сводится к тому, чтобы показать маленького недотепу с раскосыми глазами. «Золотой глаз» (Goldeneye, 1995) Хотя этот фильм считается лучшим из тех четырех, в которых Пирс Броснан сыграл Джеймса Бонда, в нем можно найти довольно много всего устаревшего. В первую очередь это электронная музыка, сочиненная для картины композитором Эриком Серра. Сегодня она звучит так, как будто ее взяли из серии видеоигр Sonic the Hedgehog о Ежике Сонике. Сейчас даже трудно представить, что тогда эта мелодия могла показаться подходящей для боевика об агенте 007. Совсем смешной воспринимается сегодня сцена, в которой Наталья делает покупки в магазине компьютерной техники. Она сообщает продавцу, что ей нужен IBM с жестким диском на 500 мегабайт и модемом 14.4. Режет слух и вопрос продавца: «Вы будет расплачиваться долларами?». Такая форма оплата с каждым днем становится все более архаичной, ведь уже практически везде можно платить пластиковыми картами. Не стоит сомневаться, что со временем и такая форма оплаты станет безнадежно устаревшей. Стоит также упомянуть и о коварных русских злодеях, которые выглядят в фильме чересчур карикатурными персонажами. Нелепо смотрится на машинисте поезда меховой головной убор «пирожок», который носили в СССР первые лица государства. «Вам письмо» (You've Got Mail, 1998) Большая часть этой романтической комедии построена на электронной переписке между главными героями, которые не знают, что в реальной жизни являются заклятыми врагами. Сейчас вызывает умиление удивленно-радостная реакция героини Мег Райан на извещение о новом письме. Просто в те времена электронная почта была в новинку и поэтому так сильно возбуждала немногочисленных пользователей интернета. Главные герои кажутся чрезмерно наивными и неправдоподобными еще и потому, что влюбляются, ни разу не увидевшись и не узнав друг о друге никакой конкретной информации. В наши дни подобное просто немыслимо, поскольку всем хорошо известно, чем может закончится свидание вслепую. «Сотовый» (Cellular, 2004) Главный анахронизм этого фильма — допотопный проводной телефон, который в наши дни днем с огнем не сыщешь, особенно в Америке. В картине он еще к тому же прикручен к стене, что не позволяет говорящему далеко от нее отходить. В те времена такой телефонный аппарат еще не был анахронизмом и поэтому не вызывал большого удивления. Однако молодежь, которая посмотрит эту ленту сегодня, будет сильно удивлена. Ей трудно представить себе телефон с проводом, да еще прикрепленный к стене. Он уже воспринимается как антиквариат. Впрочем, таковым многие сочтут в наши дни и мобильный телефон Nokia 6600, который в фильме тоже сыграл не последнюю роль. Сейчас трудно поверить в то, в 2004 году этот сотовый был хитом продаж, не имея никаких возможностей нынешних смартфонов. И хотя фильм снят в XXI веке, острые языки отнесут его к каменному. «Телефонная будка» (Phone Booth, 2002) Еще одна лента, связанная с телефоном. В данном случае уже совсем попахивает древностью. Молодые люди не поверят свои глазам, когда увидят такую привычную для старшего поколения телефонную будку, где, собственно говоря, и разворачивается все действие фильма. Сегодня увидеть человека, разговаривающего по телефону в будке, можно исключительно в старом или историческом кино. По сюжету ленты снайпер угрожает застрелить героя Колина Фаррелла, если тот покинет телефонную будку. Со дня выхода картины на экраны прошло всего 15 лет, но по нынешним меркам их вполне можно приравнять к 50 годам. Впрочем, уже в самом фильме упоминалось о том, что в Нью-Йорке на то время осталась всего одна такая будка. Объяснение тому, что именно из нее звонил главный герой, было найдено такое — он не хотел, чтобы о его разговоре с любовницей узнала жена. «Назад в будущее 2» (Back to the Future II, 1989) Будущее предсказать довольно сложно, поэтому снимать фильмы о нем — занятие рискованное. Во второй части знаменитой фантастической комедии Роберта Земекиса «Назад в будущее» Марти МакФлай отправляется в 21 октября 2015 года. Там он обнаруживает летающие скейтборды (ховерборды), парящие в небе машины и кроссовки с автошнуровкой. При этом, что довольно странно, в картине присутствуют телефонные будки и факсы. Когда смотришь этот фильм сегодня, невольно ловишь себя на мысли, что 2015 год оказался в реальности совсем не таким. Машины так еще и не взлетели (их только разрабатывают), появившиеся ховерборды пока еще очень далеки от тех, что были в картине, а кроссовки с автошнуровкой стоят слишком дорого и доступны единицам. Кроме того, в 2015 году мы одевались не так, как показано в ленте. Ожерелья из пуль и серебряные шлемы по-прежнему остаются модой для параноиков. И хотя создателям фильма все-таки удалось предсказать появление видео-конференций, 3D-фильмов и плоских телевизоров, в целом их представление о будущем оказалось довольно смешным и нелепым. Если уж браться за съемки футуристических лент, их действие лучше всего помещать в год так 3000-й, не раньше. Тогда о ваших промахах не узнаете ни вы, ни ваше поколение. «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man, 1992) В центре сюжета этой экранизации рассказа Стивена Кинга — история слабоумного простака, который превращается в наделенного сверхъестественными возможностями супергения благодаря эксперименту с виртуальной реальностью. Для 1992 года шлем виртуальной реальности, конечно, был из разряда фантастики. Но сегодня им уже никого не удивишь. Поэтому все «чудеса», представленные в фильме, в наши дни кажутся обыденностью. А компьютерная графика, использованная при создании картины, сейчас действительно выглядит до смешного допотопной. Финал же ленты заставит смеяться до слез. Дело в том, что в конце фильма оставшийся в живых злодей звонит людям по всему миру на проводные телефоны. Сегодня он дозвонился бы таким способом только до древних стариков, которые приняли бы его за работника Собеса. «Миссия невыполнима» (Mission: Impossible, 1996) В первую очередь этот шпионский боевик Брайана Де Пальмы примечателен тем, что Том Круз в нем еще выглядит человеком, а не аватаркой в компьютерной игре. Во-вторых, этот фильм послужил прекрасным доказательством тому, что на основе старого и технически примитивного телесериала можно сделать классное кино, отвечающее всем требованиям сегодняшнего дня. Однако же по прошествии 20 с лишним лент, как это не прискорбно, приходится признать, что многое в той замечательной ленте безнадежно устарело. И главным образом, конечно, технологии. Например, аудиокассета, фигурирующая в фильме, непременно вызовет у современной молодежи недоумение. «Добьет» же зрителя наповал доступ в интернет через модем. И уж по истине сказочным по нынешним временам выглядит флоппи диск на 230 MB, на который шпион записывает важную информацию. Сегодня даже младенец знает, что на такое крошечное пространство не поместится ни один мультфильм.