Войти в почту

Потерянный рай Эмиля Лотяну

Лада Градескова, Sputnik Молдова В понедельник, шестого ноября, самому известному молдавскому режиссеру Эмилю Лотяну исполнился бы 81 год. Году в 1961-м тогда еще совсем молодой Эмиль Лотяну пришел к моей бабушке Людмиле (тогда она была школьницей) на классный час… Он рассказывал о планах развития набирающего силу молдавского кинематографа. Бабушка плохо помнит подробности этой беседы, но невероятную харизму и обаяние Лотяну она запомнила навсегда. Евгений Дога: не предать себя >>> Это был человек, отмеченный искрой Божьей, которому досталась жизнь — одновременно и блестящая, и горестная. Блестящая потому, что Лотяну было суждено стать режиссером абсолютно культовых фильмов и прославить родную Молдову на весь мир. А горестная потому, что в конце жизни судьба подарит ему 20 лет совершенного забвения. В стране началась перестройка, система проката была полностью разрушена, да и фильмы перестали снимать… Эмиль Владимирович Лотяну родился 6 ноября 1936 года под Окницей, в селе Клокушна. В детстве маленькому Эмилю пришлось бродяжничать — ведь отец ребенка умер, а мать потеряла свое дитя в лихие военные годы. Она найдет сына спустя много лет. Не оттого ли у Лотяну, привыкшего к странствиям с раннего детства, была душа кочевника? Его называли последним романтиком советского кино. Он и в жизни был необыкновенно романтичен — недаром его так любили женщины. Первые красавицы советского кино — от Светланы Тома до Галины Беляевой — теряли от него голову. Лотяну был эстетом, любил все красивое. Оттого почти любой кадр из его фильмов можно вставить в рамку, и получится прекрасная фотография. "Лэутары", "Мой ласковый и нежный зверь", "Анна Павлова" — эти фильмы можно пересматривать бесконечно". Казахские школьницы душевно исполнили песню на мелодию Евгения Доги >>> Но, безусловно, самым любимым и самым запоминающимся является "Табор уходит в небо". Это сейчас фильм является признанным шедевром мирового кинематографа, а тогда критики его поругивали за отступление от текста Максима Горького (фильм был основан на бессарабском цикле новелл классика советской литературы), за недостаток конкретики, за нечеткий сюжет. Но в том-то и был замысел режиссера. Фильм предлагал погрузиться в иной мир, в миф, где любые привычные вещи, события и чувства наделены чрезмерными, усиленными чертами. Если любовь — то в полнеба, если дружба — то навек, если смерть — то такая, какую герой сам себе выберет, а уж если жизнь — то праздник, нескончаемый карнавал. Даже время и место действия в ленте — когда-то и где-то. Фильм стал лидером проката в Советском Союзе в 1976 году. Его посмотрели почти 65 миллионов зрителей и купили для проката 120 стран мира. В международный прокат этот фильм вышел под названием "The gypsies live near heaven" (дословно "Цыгане живут рядом с раем"). Кстати, в том же 1976 году американский режиссер Терренс Малик снимает фильм "Days of Heaven" — "Райские Дни" с молодым Ричардом Гиром (в русском прокате "Дни Жатвы"). В середине 70-х это была вообще одна из главных тенденций в мировом кинематографе — поиски потерянного рая, поиски чистого, солнечного образа ускользающего счастья, которое вот-вот будет потеряно. Кастинг у Эмиля Лотяну: цыгане, печень и роль барона >>> Может быть, и вам захочется в этот осенний день немного жаркого лета? Тогда, несомненно, стоит пересмотреть этот фильм снова. Там есть все — и замечательная музыка Евгения Доги, и прекрасные актеры, ведь в этом фильме Лотяну собрал весь актерский цвет Молдовы — здесь и Светлана Тома, и Григорий Григориу, и Сандри Ион Шкуря, и выдающийся артист кишиневского театра имени Чехова Всеволод Гаврилов, и Павел Андрейченко — замечательный актер и хореограф. И, может быть, откроется вам тайна гордой Рады и удальца Лойко Зобара.

Потерянный рай Эмиля Лотяну
© Sputnik Молдова