Войти в почту

Рецензия на фильм «Дыши ради нас»

Не слишком драматичный, но зато душевнейший трагикомичный байопик о мужчине, который живет на аппарате искусственного дыхания.

Рецензия на фильм «Дыши ради нас»
© Film.Ru

Дыши ради нас

После свадьбы молодые британцы Робин (Эндрю Гарфилд) и Диана Кэвендиш (Клэр Фой) полны планов на будущее. Однако вскоре после того, как Диана беременеет, Робин заболевает полиомиелитом, и вирус почти полностью парализует мужчину. Теперь Робин не может даже сам дышать. Он должен быть постоянно подключен к аппарату искусственного дыхания. Врачи заверяют Диану, что болезнь неизлечима и что Робин должен провести свои последние дни в больнице. Но когда состояние мужа стабилизируется, Диана добивается, чтобы Робина перевезли домой и он увидел, как растет сын. Воодушевленный любовью жены, Робин придумывает кресло-каталку со встроенной системой искусственного дыхания, и она позволяет ему обрести мобильность, о которой пациенты с его диагнозом прежде даже не смели мечтать.

Новый британский байопик «Дыши ради нас» спродюсирован Джонатаном Кэвендишем – сыном Робина и Дианы, главных героев ленты. Кэвендиш руководит спецэффектной студией The Imaginarium, и это позволило ему нанять сценариста Уильяма Николсона и поручить режиссуру картины своему бизнес-партнеру Энди Серкису, известному исполнителю ролей нарисованных персонажей (Голлум, Кинг Конг и так далее). «Дыши ради нас» стал дебютом Серкиса-постановщика.

Очевидно, Джонатан вырос в глубоком уважении к отцу и матери, которые десятилетиями боролись со страшной болезнью, и его отношение к родителям окрасило каждый кадр картины. «Дыши ради нас» изображает Кэвендишей как практически безупречных святых. Герои ленты глубоко влюблены друг в друга с первого до последнего мгновения их совместной жизни, и их считаные и недолгие конфликты – состязания в том, кто большим пожертвует ради супруга.

Такое изображение Кэвендишей делает ленту трогательной, вдохновляющей и приятной, но также плоской и скучноватой. Герои столь сильны духовно, что они с легкостью перешагивают любое препятствие, душевное или медицинское, которое встает у них на пути. Нам показывают, как Диана забирает Робина из больницы, как Робин начинает перемещаться по дому и окрестностям, как супруги странствуют по миру, как Робин отстаивает право инвалидов на жизнь среди людей, а не в больничной палате… Все это любопытно, но не захватывает – если у вас нет особого интереса к пациентам, которые нуждаются в искусственном дыхании.

К счастью, у «Дыши ради нас» есть мощное оружие – обаяние ведущих актеров и второстепенных персонажей (родственников и друзей), которые окружают Кэвендишей. Хотя формально картина считается медицинской драмой, смотрится она как почти как комедия об улыбчивых и эксцентричных людях, которые поддерживают друг друга в трудную минуту и добродушно шутят даже перед лицом смерти. Если увлекательности у «Дыши ради нас» немного, то душевности столько, что картина могла бы открыть прокат и сдавать доброту и дружбу в аренду.

Лишь в конце повествования, когда жизнь Робина подходит к концу, фильм становится трагически сентиментальным. Впрочем, печаль героев светла, потому что человек, которому обещали всего несколько месяцев жизни после паралича, провел 36 лет на аппарате искусственного дыхания и ушел позже, чем многие его здоровые ровесники. Хотя Робин Кэвендиш не мог даже пошевелиться, он прожил насыщенную жизнь, полную путешествий и свершений. Он и его жена заслужили экранный памятник, и их сын создал красивый киномонумент, с яркими актерами и живописными природными пейзажами (герои проводят время в Британии, Испании и Африке). Но с иконописностью Кэвендиш-младший, пожалуй, переборщил.