10 ноября 2017, Коммерсантъ — Weekend

В прокат выходит «Джиперс Криперс 3»

Станислав Ф. Ростоцкий о «Джиперсе Криперсе» и его создателе
В прокат выходит "Джиперс Криперс 3" — мрачный хоррор про загадочного демона с кожаными крыльями, который мог бы стать громким возвращением культового монстра, если бы еще большим монстром все не считали самого режиссера.
Выражение "jeepers creepers" позаимствовано из песенки Гарри Уорнера и Джонни Мерсера, которую впервые исполнил Луи Армстронг в фильме "Вальсирующие" (1938) — так там звали норовистую скаковую лошадь. Кроме того, jc иногда используют, чтобы не упоминать всуе имени Иисуса Христа. Оба эти смысла, конечно, теряются в русскоязычном переводе-транскрипции, но зато на слух название это само по себе роскошно. В нем слышится нечто царапающее, цепляющее, коробящее — то ли что-то от конвульсий бормашины, которую заклинило в полости рта, то ли от веселого клацания маникюрных ножниц, отхватывающих полпальца вместе с заусенцами, то ли от неутомимых щелчков канцелярского степлера, сшивающего стальными скрепками человеческую кожу. Идеальный титул для фильма подобного сорта.
Про Крипера — жуткую демоническую сущность, мрачного жнеца, который умеет водить жуткий проржавевший рыдван вдобавок к обладанию огромными кожистыми крыльями, — известно совсем немного. Собственно, вся информация укладывается в строчку вступительного титра: "Каждую двадцать третью весну в течение двадцати трех дней он ест". Впрочем, и этих исходных данных было достаточно, чтобы после выхода первого фильма в 2001 году Крипер тотчас вошел в пантеон культовых монстров, а сборы по миру (при бюджете $10 млн) составили почти $60 млн Поэтому через полтора года фильм обзавелся вполне успешным сиквелом, но история главного антигероя так и оставалась покрытой непроницаемым антрацитовым мраком.
Куда больше известно о режиссере и авторе сценария негаданного хита калифорнийце Викторе Салве. Его кинокарьера начиналась самым перспективным образом: еще в младшей школе он, одержимый фильмами вроде "Чудовища из Черной лагуны", снимал первые короткометражки с участием игрушечных монстров, потом продолжил киноопыты в колледже и наконец в 1986 году отправил снятый на собственном заднем дворе фильм "Что-то скрывается в подвале" на несколько кинофестивалей, где заработал несколько призов. Так получилось, что Салву заметил и поддержал Фрэнсис Форд Коппола, который не только профинансировал его полнометражный дебют "Дом клоунов" (хоррор про трех малолетних братьев, которых преследует банда сбежавших из психушки маньяков, переодетых циркачами), но и выдал ему в пользование те самые кинокамеры, которые использовал Джордж Лукас на съемках "Американских граффити".
"Дом клоунов" имел успех у ценителей хоррора, да и на самом деле был на редкость изощренно и мастерски выстроен (несмотря на копеечный бюджет и немудреную фабулу) и по идее обещал Салве недурные перспективы в жанре. Но в 1988 году по обвинению, исходившему от 12-летнего Натана Форреста Уинтерса, сыгравшего в "Доме клоунов" главную роль (он же, кстати, появлялся и в "Что-то скрывается в подвале"), Салва был обвинен в растлении малолетних и приговорен к трем годам тюрьмы, где провел в результате 15 месяцев.
Оказавшись на свободе (все это время Коппола продолжал поддерживать Салву), он далеко не сразу вернулся в кино, но уже первая его работа после заключения, снятый для видео триллер "Природа зверя" (1995) с Лэнсом Хенриксеном и Эриком Робертсом в главных ролях, дала понять, что Салва не ошибся в выборе профессии. Следующим его фильмом, снятым в том же году, стал солидный проект студии Disney под названием "Пудра" — история юноши-альбиноса с паранормальными способностями, типичный пример гуманистической голливудской фантастики в духе карпентеровского "Человека со звезды". "Пудра" была проникнута режиссерской рефлексией о собственном месте в мире, безжалостном к "иным", но покаянный пафос фильма приняли далеко не все. Повзрослевший Натан Форрест Уинтерс призвал к бойкоту "Пудры". Листовки, которые он распространил у кинотеатров, призывали "не тратить деньги на этот фильм — это будет значить, что вы поддерживаете растлителя". Эта кампания не привела к катастрофе, но на статусе и состоянии Салвы отразилась в полной мере — следующим его фильмом стал предельно независимый и запредельно личный триллер "Семейные тайны" (1999).
Кадр из фильма "Джиперс Криперс 3"
А потом случился "Джиперс Криперс", следом за ним еще один, после чего Салва сделал несколько неожиданный кульбит и поставил "Мирного воина", экранизацию духоподъемного бестселлера гимнаста Дэна Миллмана (Скотт Мехловиц), познавшего весь смысл окружающей действительности в беседах с заправщиком по имени Сократ (Ник Нолти), этаким доном Хуаном за вычетом пейотля и прочей психоделической эзотерики. Фильм был скроен по абсолютно оскаровским лекалам вдохновляющего на перемены байопика, но широкого проката так и не получил. Критик из Orlando Sentinel Роджер Мур справедливо указывал, что как постановщик Салва определенно куда более талантлив, чем это требуется для поточного хоррора, "но это все, что в Голливуде могут позволить отбывшему наказание растлителю малолетних". И Салва вернулся на территорию ужасов.
В 2008-м он написал сценарий для новеллы "В болезни и здравии" патриарха жанра Джона Лэндиса ("Американский оборотень в Лондоне", майклоджексоновский "Триллер", "Невинная кровь") в альманахе "Воплощения страха". Через три года свет увидел "Бульвар страха" — фильм мелькнул на нескольких специализированных фестивалях, а потом отправился прямиком на DVD, в кинотеатрах его можно было посмотреть, кажется, только в России. Еще через три года Салва напомнил о себе мистическим слэшером "Дом призраков" — прежде чем осесть на носителях, картина вышла в весьма ограниченный кинопрокат и была изругана критиками, в общем-то, вполне справедливо. Впрочем, по-настоящему пристрастный и внимательный зритель не мог не отметить, что натужные хитросплетения сюжета явно волновали Салву в последнюю очередь. А вот в том, что касается атмосферы и общей стилистики, все было по-хорошему знакомо: временами казалось, что еще секунда — и экран покроют распростертые крыла старого недоброго Крипера.
Возвращения культового монстра ждали многие, и слухи о третьей части курсировали среди фанатов последние лет двенадцать. Приходилось слышать (и читать), что Крипер может оказаться вовсе не единственным представителем вида, а действие будет перенесено во времена Дикого Запада, а то и вовсе на борт пиратского корабля. В конце концов, после нескольких лет долгостроя, третий "Джиперс Криперс" был готов. В предваряющих интервью Салва обещал, что на радость поклонникам в новом фильме на экран вернется ставший уже легендарным фургон Крипера и, самое главное, наконец-то появится хотя бы относительная ясность по поводу того, кто же на самом деле такой мистер Крипер и откуда он вообще взялся.
Но, как оказалось, публику продолжало занимать прошлое не только персонажа, но и его создателя. В самый последний момент из-за угрозы акций протеста была отменена премьера третьей серии с участием съемочной группы в знаменитом лос-анджелесском кинотеатре TLC Chinese Theatre, после чего кинотеатры начали в срочном порядке отказываться от проката фильма. В итоге 26 сентября "Джиперс Криперс 3" вышел в Америке всего лишь на десяти экранах и собрал чуть больше $2 млн (а уже в вечер Хэллоуина фильм показали на телеканале SyFy). К слову, сам Натан Форрест Уинтерс распространил заявление, в котором сообщил, что не имеет никакого отношения к случившемуся: "Я никогда не задавался целью прекратить карьеру Виктора. Речь не о мести — я просто хотел, чтобы восторжествовала истина". И добавил, что всю правду о событиях 30-летней давности можно будет узнать из его собственного документального фильма "Приходящая няня", который, впрочем, выйдет еще не скоро.
Кадр из фильма "Джиперс Криперс 3"
А до того момента можно разобраться собственно с Крипером. Те зрители, которые посетили-таки первые сеансы, отзываются о новой инкарнации вполне одобрительно. Крипер вернулся на экраны во всей своей чудовищной красе и с прекрасным аппетитом. И то, что пиратского корабля в фильме не оказалось, совершенно никого не расстраивает.
В прокате с 16 ноября
Джордж Лукас Фрэнсис Форд Скотт Мехловиц Роджер Мур Джон Лэндис Иисус Христос Луи Армстронг Эрик Робертс Станислав Ростоцкий Кино
Оставить комментарий

Главное по темам

Посетителей Берлинале попросили одеваться скромнее

14:59

«Унесенные ветром» вернутся на большой экран

14:35

Hasbro заморозит «Трансформеров» до 2021 года

Вчера, 21:59

Первый «Гоголь» приехал в Лос-Анджелес

Вчера, 21:58

10 главных премьер Берлинале-2018

Вчера, 19:13

Видеоновости

Статьи

«Матильда» понравилась избранным

Депутаты Госдумы похвалили фильм Алексея Учителя

Что делает голый русский в Европе?

Европейцы издеваются над собой, но меняться не собираются

За «Матильду» ответят все

Лидер организации «Христианское государство» задержан из-за призывов сжигать кинотеатры

«Он любовник из любовников»

Жизнь, любовь и смерть Марины Цветаевой в вещах, фотографиях и документах

Названа дата выхода продолжения «Пятидесяти оттенков серого»

Писательница Э. Л. Джеймс назвала в инстаграме дату выхода своей новой книги. Джеймс — автор романов «Пятьдесят оттенков серого», «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы».

Фоторепортажи