Войти в почту

Самопародии в фильме «Мифы»

Российские «Мифы» сплошь состоят из карикатур: самопародии исполняют здесь Бондарчук, Безруков, Ургант, братья Верники… Но попали под раздачу и власть имущие, что придаёт картине особенной остроты.

Самопародии в фильме «Мифы»
© Кадр из фильма «Мифы»

Некий грек на плоту приплывает в Москву и сразу оказывается в обществе местных знаменитостей — неизвестных ему, но хорошо знакомых любому россиянину. Вот актёр, который всегда улыбается, вот другой, который сыграл всех на свете; там — телеведущий, который постоянно шутит, тут — режиссёр, полагающий себя «единственной надеждой русского кино»… Предположив, что это такой «московский Олимп», грек видит в них героев греческих мифов — Диониса, Геракла, царя Мидаса, Афродиту… Сам он, конечно же, — Одиссей.

«Мифы» — режиссёрский дебют в большом кино Александра Молочникова, известного по театральным постановкам да главным ролям в сериале «Пушкин» и фильме «Холодный фронт». И это необыкновенно наглая работа: молодой талант врывается в наше искусство, без стеснения перемалывая косточки своим старшим и куда как более успешным коллегам. Но с их, что удивительно, позволения.

Не почувствовав никакого подвоха, карикатурные пародии на самих себя здесь изображают едва ли не самые «ненавистные» персонажи нашего кино — Сергей Безруков и Фёдор Бондарчук. Начитавшись, видимо, неприятных комментариев о себе в интернете, они с улыбками на лицах кидаются в омут самобичевания, не без оснований предполагая, что лучше них никто более так не сыграет — и вот этой своей смелостью вызывая в зале дикий хохот и срывая бурные аплодисменты.

© Кадр из фильма «Мифы»

Однако маска слишком схожа с оригиналом, а упоение от самоиронии легко принять за самолюбование. Шутка заходит слишком далеко — и многими, весьма вероятно, происходящее даже не покажется шуткой. Чтобы зрители вдруг не приняли игровой фильм за документальный (тем более что узнаваемые шаржи на себя здесь также исполнили Иван Ургант и братья Верники), автор «Мифов» то и дело уходит в нарочитую условность, разбавляя и без того сумбурно-водянистый сценарий музыкальными номерами. Но от этого становится хуже, и вскоре понимаешь, что картину вытягивают исключительно эти хохмы; убери их — ничего не останется.

Отличная идея в «Мифах» до обидного скверно воплощена. Звёздные самопародии оказываются не более чем эпизодами для привлечения внимания, тогда как весь центральный сюжет — заезжий грек влюбляется в жену местного Зевса, постепенно добиваясь взаимности, — отдаёт не просто бредом (это бы ещё ладно), но бредом, безграмотно выстроенным и белыми нитками сшитым.

Комедии, скажут тут мне, многое можно простить, не следует искать в ней сермяжную правду жизни; но нет — даже в придуманном мире должна быть правда этого мира. Здесь этого нет, тогда как сам мир уж больно близок к реальному. Подобное противоречие добавляет абсурда, и можно было бы списать всё на то, что так и задумано, но ряд признаков всё же указывает, что не в задумке проблема, а в реализации.

Всё было бы хорошо, если б не было так плохо, а потому от фильма остаётся в первую очередь огромное чувство разочарования, и лишь во вторую — воспоминание о парочке удачных шуток.

Но что ещё всё-таки нельзя не отметить, так это кинематографическую смелость несколько иного рода: здесь есть две карикатуры не только на звёзд шоу-бизнеса, но и на представителей большой политики.

© Кадр из фильма «Мифы»

Так, Ирина Розанова играет депутата Мишкину, которая всячески борется за нравственность, издавая среди прочего законы, запрещающие обниматься и держаться за руки. Но в этом как раз никакой «остроты» нет — тем более в сравнении с «Интимными местами»: там депутатша смешила всех тем, что закупалась батарейками для вибратора, здесь максимум дозволенного для московской Медузы Горгоны — «русский сиртаки», исполняемый на столе «танец запретной любви».

Но куда выразительнее образ, созданный Милошем Биковичем («Солнечный удар», «Духless 2»): в его столичном Зевсе безошибочно угадывается московский транспортник Максим Ликсутов. Во-первых, он просто похож, во-вторых, чтоб уж точно никто не сомневался, у этого Ильи даже чемоданчик есть, который пробки переключает. И что удивительнее всего — это вовсе не дружеский шарж, дабы увековечить приятеля, а напротив — пародия очень злая и абсолютно издевательская. Этот персонаж похотлив, недалёк и непроходимо туп: не может ответить на вопрос, как звали папу Пушкина, уверен, что Москву построил Петр I, а в своём «любимом» «Гамлете» особенно выделяет сцену на балконе…

Вот это — точно не в привычке российских киношников: так изгаляться над реальной властью. Над депутатами кто только не шутит, а тут — реальный чиновник, который по своему положению вполне реально теперь может перекрыть им кислород на московских улицах: просто обидится и перестанет давать разрешения на съёмки!..

Риск, совершенно несвойственный нашим звёздам. Или расчёт на то, что российское кино всё равно «никто не смотрит» — и никто, стало быть, не расскажет?.. Или в случае чего свалят «оплошность» на то, что Молочников — неопытный дебютант, а Бикович — и вовсе заграничный серб?..

Впрочем, имеются в фильме и другие смелые шутки — например, фраза «Это Россия, здесь все умирают в муках», действительно сближающая нас с героями греческих мифов. Вообще, если рассматривать картину не в целом, а по разбросанным кускам — очень неплохое может составиться впечатление. Поэтому даже жалко, что в собранном виде она являет собой настолько несовершенное зрелище.