14 ноября 2017, Ридус

Самопародии в фильме «Мифы»

Российские «Мифы» сплошь состоят из карикатур: самопародии исполняют здесь Бондарчук, Безруков, Ургант, братья Верники… Но попали под раздачу и власть имущие, что придаёт картине особенной остроты.
Некий грек на плоту приплывает в Москву и сразу оказывается в обществе местных знаменитостей — неизвестных ему, но хорошо знакомых любому россиянину. Вот актёр, который всегда улыбается, вот другой, который сыграл всех на свете; там — телеведущий, который постоянно шутит, тут — режиссёр, полагающий себя «единственной надеждой русского кино»… Предположив, что это такой «московский Олимп», грек видит в них героев греческих мифов — Диониса, Геракла, царя Мидаса, Афродиту… Сам он, конечно же, — Одиссей.
«Мифы» — режиссёрский дебют в большом кино Александра Молочникова, известного по театральным постановкам да главным ролям в сериале «Пушкин» и фильме «Холодный фронт». И это необыкновенно наглая работа: молодой талант врывается в наше искусство, без стеснения перемалывая косточки своим старшим и куда как более успешным коллегам. Но с их, что удивительно, позволения.
Не почувствовав никакого подвоха, карикатурные пародии на самих себя здесь изображают едва ли не самые «ненавистные» персонажи нашего кино — Сергей Безруков и Фёдор Бондарчук. Начитавшись, видимо, неприятных комментариев о себе в интернете, они с улыбками на лицах кидаются в омут самобичевания, не без оснований предполагая, что лучше них никто более так не сыграет — и вот этой своей смелостью вызывая в зале дикий хохот и срывая бурные аплодисменты.
Кадр из фильма «Мифы»
Однако маска слишком схожа с оригиналом, а упоение от самоиронии легко принять за самолюбование. Шутка заходит слишком далеко — и многими, весьма вероятно, происходящее даже не покажется шуткой. Чтобы зрители вдруг не приняли игровой фильм за документальный (тем более что узнаваемые шаржи на себя здесь также исполнили Иван Ургант и братья Верники), автор «Мифов» то и дело уходит в нарочитую условность, разбавляя и без того сумбурно-водянистый сценарий музыкальными номерами. Но от этого становится хуже, и вскоре понимаешь, что картину вытягивают исключительно эти хохмы; убери их — ничего не останется.
Отличная идея в «Мифах» до обидного скверно воплощена. Звёздные самопародии оказываются не более чем эпизодами для привлечения внимания, тогда как весь центральный сюжет — заезжий грек влюбляется в жену местного Зевса, постепенно добиваясь взаимности, — отдаёт не просто бредом (это бы ещё ладно), но бредом, безграмотно выстроенным и белыми нитками сшитым.
Комедии, скажут тут мне, многое можно простить, не следует искать в ней сермяжную правду жизни; но нет — даже в придуманном мире должна быть правда этого мира. Здесь этого нет, тогда как сам мир уж больно близок к реальному. Подобное противоречие добавляет абсурда, и можно было бы списать всё на то, что так и задумано, но ряд признаков всё же указывает, что не в задумке проблема, а в реализации.
Всё было бы хорошо, если б не было так плохо, а потому от фильма остаётся в первую очередь огромное чувство разочарования, и лишь во вторую — воспоминание о парочке удачных шуток.
Но что ещё всё-таки нельзя не отметить, так это кинематографическую смелость несколько иного рода: здесь есть две карикатуры не только на звёзд шоу-бизнеса, но и на представителей большой политики.
Кадр из фильма «Мифы»
Так, Ирина Розанова играет депутата Мишкину, которая всячески борется за нравственность, издавая среди прочего законы, запрещающие обниматься и держаться за руки. Но в этом как раз никакой «остроты» нет — тем более в сравнении с «Интимными местами»: там депутатша смешила всех тем, что закупалась батарейками для вибратора, здесь максимум дозволенного для московской Медузы Горгоны — «русский сиртаки», исполняемый на столе «танец запретной любви».
Но куда выразительнее образ, созданный Милошем Биковичем («Солнечный удар», «Духless 2»): в его столичном Зевсе безошибочно угадывается московский транспортник Максим Ликсутов. Во-первых, он просто похож, во-вторых, чтоб уж точно никто не сомневался, у этого Ильи даже чемоданчик есть, который пробки переключает. И что удивительнее всего — это вовсе не дружеский шарж, дабы увековечить приятеля, а напротив — пародия очень злая и абсолютно издевательская. Этот персонаж похотлив, недалёк и непроходимо туп: не может ответить на вопрос, как звали папу Пушкина, уверен, что Москву построил Петр I, а в своём «любимом» «Гамлете» особенно выделяет сцену на балконе…
Вот это — точно не в привычке российских киношников: так изгаляться над реальной властью. Над депутатами кто только не шутит, а тут — реальный чиновник, который по своему положению вполне реально теперь может перекрыть им кислород на московских улицах: просто обидится и перестанет давать разрешения на съёмки!..
Риск, совершенно несвойственный нашим звёздам. Или расчёт на то, что российское кино всё равно «никто не смотрит» — и никто, стало быть, не расскажет?.. Или в случае чего свалят «оплошность» на то, что Молочников — неопытный дебютант, а Бикович — и вовсе заграничный серб?..
Впрочем, имеются в фильме и другие смелые шутки — например, фраза «Это Россия, здесь все умирают в муках», действительно сближающая нас с героями греческих мифов. Вообще, если рассматривать картину не в целом, а по разбросанным кускам — очень неплохое может составиться впечатление. Поэтому даже жалко, что в собранном виде она являет собой настолько несовершенное зрелище.
Иван Ургант Александр Молочников Федор Бондарчук Милош Бикович Максим Ликсутов Ирина Розанова Кино
Оставить комментарий

Главное по темам

Хабенский озвучил мультфильм ради дочери

16:30

Лучшие роли Дмитрия Харатьяна в кино

19:24

«Скиф»: «Шум и ярость» по-славянски

Вчера, 18:38

Назван лучший фильм года

11:48

20 положительных мультгероев, которые на самом деле злодеи

Вчера, 13:59

Видеоновости

Статьи

«Матильда» понравилась избранным

Депутаты Госдумы похвалили фильм Алексея Учителя

Что делает голый русский в Европе?

Европейцы издеваются над собой, но меняться не собираются

За «Матильду» ответят все

Лидер организации «Христианское государство» задержан из-за призывов сжигать кинотеатры

«Он любовник из любовников»

Жизнь, любовь и смерть Марины Цветаевой в вещах, фотографиях и документах

Названа дата выхода продолжения «Пятидесяти оттенков серого»

Писательница Э. Л. Джеймс назвала в инстаграме дату выхода своей новой книги. Джеймс — автор романов «Пятьдесят оттенков серого», «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы».

Фоторепортажи