Войти в почту

Что расследовали настоящие Жеглов и Шарапов

Банда, о которой все узнали из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и всеми любимого фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», в свое время была одной из самых известных на территории СССР. Но вот какое отношение к ней имела «Черная кошка»?

Что расследовали настоящие Жеглов и Шарапов
© Teleprogramma.pro

Черная метка

Сразу же после войны на советских коммунальных кухнях начали шептаться и рассказывать леденящие душу истории о зверствах банды «Черная кошка». Тогда говорили, что перед ограблением на двери квартиры углем рисовали силуэт кошки. Она считалась своеобразной черной меткой, как когда-то у пиратов.

Милиционеры работали в усиленном режиме, чтобы поймать бандитов: «черные кошки» появлялись в новых городах, а количество их преступлений переваливало за сотню. Простые люди были близки к панике, они боялись ходить в темное время суток и отпускать гулять своих детей. Все выяснилось в январе 1946 года.

Ночью восьмого января московские оперативники выехали по сигналу, что в одном из домов появилась нарисованная кошка. Сотрудники МУРа устроили засаду и через несколько часов поймали банду, державшую всю страну в страхе. Это были школьники – пяти- и семиклассники, которые решили припугнуть ворюгу-торгаша, жировавшего во время войны. Мальчишки тут же рассказали о всех своих деяниях, которые сводились только к рисованию черной кошки на двери.

Как позднее вспоминал писатель Эдуард Хруцкий, который тоже был среди пойманных пацанов, милиционеры надавали им по шее и отпустили. Интересно, что грабители до 50-х годов пользовались меткой черной кошки, но это не была одна единственная хорошо организованная банда, как показано в «Месте встречи изменить нельзя». Это были небольшие шайки, подверженные уголовной романтике, которых постепенно переловили и приговорили к разным срокам заключения.

Необычные преступники

Аркадий Вайнер в 1953 году пришел работать следователем в одно из отделений столичной милиции. Коллеги рассказали будущему писателю о «страшной» банде «Черная кошка», члены которой оказались обычными подростками. И именно в этом году была арестована доставившая немало проблем правоохранительным органам банда Ивана Митина, действия которой и легли в основу будущего романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и картины «Место встречи изменить нельзя».

В фильме главаря бандитов сыграл Армен Джигарханян

Первое столкновение милиции с бандитами оказалось неожиданным. В 1950 году 1 февраля в Химках участковый Филин и оперативник Кочкин совершали вечерний обход. Они зашли в продуктовый магазин и обратили внимание на трех молодых людей. Двое из них курили на крыльце продмага, третий разговаривал с продавщицей, представившись милиционером.

Кочкин и Филин подошли к прилавку и попросили парня показать документы. Незнакомец неожиданно начал стрелять, Кочкин был убит.

Прибывшие в магазин оперативники были шокированы произошедшим. Ведь по негласному закону уголовников сотрудников милиции убивать было запрещено. А тут - дерзко, в упор, без раздумий и сострадания. Это было первое преступление, совершенное Красногорской бандой. Именно об их разбоях и убийствах рассказали в своем романе братья Вайнеры.

Был Арапов – стал Шарапов

Легендарный следователь МУРа Владимир Арапов, который поймал не только банду Митина, но и первого советского маньяка Владимира Ионесяна по кличке Мосгаз, стал прототипом Владимира Шарапова. Многие считают, что налицо и схожесть фамилий муровца и героя братьев Вайнеров. Но, как говорили коллеги Черного Полковника (так за глаза его звали сослуживцы), по характеру, манере себя вести он больше напоминал другого главного героя фильма «Место встречи изменить нельзя» - Глеба Жеглова.

Щуплый, невысокого роста, Арапов совсем не выглядел героем. В 1951 году молодого милиционера пригласили работать на Петровку, 38. Через два года он уже стал руководителем отдела, занимавшегося особо тяжкими преступлениями. Рассказывали, что тогда-то с ним и познакомился Аркадий Вайнер. Самым громким делом, с которым справился Арапов, стало дело Ивана Митина и его шайки.

Передовики-бандиты

Красногорская банда, которую чаще называют Митинской – по имени главаря, - была не просто шайкой. Это были всеми уважаемые люди, передовики, чьи портреты висели на Досках почета, студенты, комсомольцы и коммунисты. На этих людей никто никогда не подумал бы, что они убийцы и грабители. Молодые красивые парни, спортсмены. Они работали на Красногорском оборонном заводе, хорошо зарабатывали, учились в институтах, дружили с половиной города. Считались добрыми соседями, примерными сыновьями и мужьями.

Через пару месяцев после неудачного налета на магазин было совершено новое ограбление. На этот раз бандиты унесли 68 тысяч рублей. Для сравнения: ГАЗ М-20 «Победа», выпуск которого начался в 1946 году, стоил 16 тысяч рублей.

За три года, с 50-го по 53-й, банда совершила 28 грабежей и 11 убийств. Свою преступную деятельность они вели в основном в Подмосковье. И в те годы вновь поползли слухи о страшной банде под названием «Черная кошка». Людей Митина удалось поймать благодаря сообразительности Владимира Арапова.

Алло, сберкасса?

В январе 53-го банда совершила очередной дерзкий налет – на этот раз на сберкассу в Мытищах. Но сотрудница успела нажать тревожную кнопку, после чего из дежурной части раздался звонок. Один из бандитов снял телефонную трубку и на вопрос «Это сберкасса?» ответил: «Стадион». Именно на этот диалог и обратил внимание Арапов. Он удивился, почему налетчик произнес слово «стадион».

После тщательного изучения карты, на которой были нанесены места преступлений, Арапов заметил, что грабежи и нападения проходили неподалеку от спортивных сооружений. Начались проверки. И вскоре случилась примечательная история.

На стадионе Красногорска один из спортсменов купил целую бочку пива и угощал напитком всех желающих. Выпил кружку пенного и Владимир Арапов. Ему история с щедрым угощением показалась очень подозрительной. За «богачом» начали следить и вскоре вышли на след преступников. В феврале уже были арестованы все члены банды и их главарь – Иван Митин, который к моменту ареста был представлен к ордену Трудового Красного Знамени. «Митинцы» и стали прототипами киношной «Черной кошки».

Реальные истории

В фильме «Место встречи изменить нельзя» также упоминались и другие реальные дела. Например, Жеглов (Владимир Высоцкий) как-то в разговоре с Шараповым (Владимир Конкин) вспомнил случай из практики, когда он расследовал убийство, которое инсценировали под бандитское нападение. И действительно была в Москве такая история, причем довольно громкая. Тогда в убийстве обвиняли заместителя председателя военного трибунала НКВД Крылова – это дело также расследовал Арапов.

Было громкое дело, схожее и с убийством жены Груздева. В 1944 году по обвинению в убийстве супруги был арестован известный человек, уважаемый доктор, кандидат медицинских наук Евгений Миркин. Все улики говорили против врача. Ему «светила» смертная казнь, но сыщики сумели доказать его невиновность.

Роль Груздева в фильме «Место встречи изменить нельзя» сыграл Сергей Юрский