Войти в почту

Сергей Шакуров: "Мелодрама нужна, а не боевики"

Звезда кинематографа Сергей Шакуров, чья фильмография насчитывает почти 90 ролей, может похвастаться их разноплановостью. О том, какие из них ему ближе, он рассказал «Вечерке».

Сергей Шакуров: Мелодрама нужна, а не боевики
© Вечерняя Москва

Народный артист Сергей Шакуров сыграл немало драматических киноролей. Он вообще человек серьезный, но нет-нет да и позволит себе похулиганить. Своими глазами недавно видела, как актер, которому в этом году исполнилось 75 лет, «выкатился» колесом на сцену фестиваля комедийных фильмов «Улыбнись, Россия!»: в тот вечер он получал приз «За вклад в комедию». Тем не менее разговор наш начался с серьезной темы.

—Сергей Каюмович, среди ваших персонажей — чекист Иван Васильевич в «Крахе операции «Террор», Забелин в ленте «Свой среди чужих, чужой среди своих», Сталин в фильме «Враг народа — Бухарин». Как искали характеры?

Если вспомнить картину Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», где я играл командира эскадрона Андрея Тимофеевича Забелина, то, признаюсь, я сначала никак не мог понять суть этого персонажа. В какойто момент даже обратился за советом к Никите. Он мне ответил: «А ты скажи себе, что твой персонаж доживет только до 1937 года. А вот сейчас он орет за революцию». И у меня тут же все уложилось, стало понятно, как играть. То есть мой герой — не жилец, как и все остальные его соратники... Поэтому и интонацию монолога я там выбрал с криком, с отчаяньем. Сидя на коне, мой Забелин орет, как в последний раз. Вот и все объяснение.

—В вашем творческом арсенале кроме драматических ролей есть и комедийные, за которые вы получили приз.

—Ну, например, в картине «Две стрелы» Аллы Суриковой я сыграл Ходока. Но не того, который — к Ленину, а того, который по бабам.

—Сурикова рассказывала, что вы даже придумали себе походку человека, у которого ломит спину от... тяжкой мужской работы.

—Алла Ильинична — душевно щедрый человек. И очень любит артистов. Этот образ придумала она. А моей партнершей в фильме была замечательная Наташа Гундарева, с которой мы в Театре им. Маяковского играли спектакль «Я стою у ресторана». Часть съемок картины «Две стрелы» проходила в Гаграх, помнится, был сезон мандаринов, и, мне кажется, кроме этих мандаринов, мы ничего не ели. Так что у всех советских людей мандарины ассоциируются с Новым годом, а у меня — с этой комедией Суриковой. На этом фильме я очень сдружился с Леонидом Ярмольником.

—Поделитесь, каким образом в наше конфликтное и тревожное время вы поднимаете себе настроение?

—Читаю великую русскую юмористическую литературу.

—Время позволяет смотреть кино в кинотеатрах? Или предпочитаете смотреть фильмы в интернете?

—Конечно, их надо смотреть в кинотеатре. Мы вообще чрезмерно увлеклись компьютеризацией собственной жизни: солидные, мудрые, мрачные люди сидят в кафе, погрузившись в телефоны и планшеты. Что тогда пенять на молодежь, которая по определению должна быть в таких вопросах впереди планеты всей? Вообще мне досадно, что все кино перевели на цифру, что его теперь можно смотреть на экране смартфонов. Потому что я убежден — смотреть фильмы нужно в кинозале. Особенно комедии: реакция на смех — вещь цепная. А когда сидишь дома один, копаясь в проблемах, смеяться не тянет — поддержка отсутствует.

—Хорошие комедийные фильмы, в которых присутствует юмор уровня Рязанова или Данелии, достаточно редки. Что сегодня, по-вашему, может быть предметом для сценария комедийной ленты?

—Хорошей комедии действительно не хватает: проблем в мире накопилось много, вектор внимания постоянно разбегается в стороны веером. А снимать можно о чем угодно. Я бы с удовольствием посмотрел комедийное кино о таких вполне земных вещах, как отношения взрослеющих детей с родителями, например. Об извечном конфликте, но развивающемся на новом витке. Но не меньше, чем комедия, нам нужна и крепкая российская мелодрама. Потому что русский человек по своей сути — добрый и тонкий, и нам картин об этом земном как раз и не хватает. А вовсе не боевиков с их разборками.

—Вы — актер опытный. Думаете, затронет ли сегодняшнего зрителя такая «тихая » история?

— Затронет, если она будет о любви, совести, достоинстве. Знаете, какое у меня любимое стихотворение? Его фронтовик Булат Окуджава написал:

«Совесть, Благородство и Достоинство —

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь, как человек ».

Но вот о чем я часто думаю в последнее время... Мне кажется, сегодня гораздо важнее жить, как человек, и получать от этого удовольствие. А задача художника это понимание транслировать в народ.

—Есть фильмы, которые вы любите пересматривать?

—Это «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. Оторваться невозможно! Смотрю его уже сорок лет и не устаю пересматривать. Меня не отпускает монолог Смоктуновского в «Берегись автомобиле»: «Я не мог этого терпеть. Ведь воруют! Много воруют. Я ведь вам помочь хотел, граждане судьи!» Людям этот фильм по-прежнему нравится, потому что он актуален и сегодня. И более того, боюсь, долго еще не потеряет своей актуальности.

ДОСЬЕ

Сергей Шакуров окончил школу-студию при Центральном детском театре (ныне РАМТ), служил в Театре на Малой Бронной, в Театре Советской армии, в Театре им. Станиславского, в Московском театре юного зрителя, а с конца 80-х работает в антрепризе. В кино дебютировал в 1966 году в фильме «Я солдат, мама». Снялся более чем в 80 фильмах, много работал на озвучании.