Войти в почту

Лидия Федосеева-Шукшина: Я рассказала ему все

Главную роль — Любы Байкаловой — в спектакле исполняет Мария Шукшина, дочь Василия Макаровича и Федосеевой-Шукшиной. «Вечерка» попросила Лидию Николаевну рассказать, как она относится к новой постановке, и вспомнить свою работу в самой исповедальной картине Василия Шукшина. — Вы уже видели спектакль «Калина красная»? — Нет пока. Режиссер Дмитрий Петрунь попросил меня прийти примерно на пятый спектакль. Первые показы, как правило, сырые, недоработанные. Как актриса я понимаю его просьбу. — Ваша дочь Мария — непрофессиональная актриса. Работая над ролью Любы, просит ли она у вас советов? — Советов не просит, а вот благословить на участие в «Калине красной» Маша меня попросила, что я и сделала. Для нее это очень серьезная работа, связанная с жизнью ее родителей, бабушки — мамы Василия Макаровича. Маша очень волновалась перед премьерой — это ее дебют на театральной сцене. — На кого больше похожа Мария — на вас или на отца? — На меня она похожа разве что внешне, а по характеру Маша такая же целеустремленная, как ее отец, трудолюбивая, настойчивая. Маша всю жизнь пашет как лошадь, да простит она меня за грубое сравнение. Она обеспечивает свою большую семью, надеется только на себя, и больше ни на кого. Таким же был и Василий Макарович. — Партнер Марии Шукшиной в спектакле — Сергей Никоненко — в интервью «Вечерке» рассказал, что на съемках его фильма « Птицы над городом» шестилетняя Маша Шукшина выполняла все его задания и очень хорошо играла, а младшая Оля показывала характер. — Сергей Петрович все правильно сказал. У моих дочерей очень разные характеры. Они как из разных миров. Действительно, Маша в детстве была очень внимательной, пытливой и послушной. Что касается съемок в том фильме, то Оля тогда была совсем маленькая и не понимала, что надо делать на съемочной площадке. Как ни странно, но Оля выбрала актерскую профессию, но актрисой не стала, тогда как Маша окончила Институт иностранных языков, а занимается актерской профессией, причем успешно. — Вы главная наследница творчества Василия Шукшина, у вас часто спрашивают разрешения на постановки его произведений? — Многие просили права на экранизацию и постановку «Калины красной», но я все время отказывала. Боялась, что испортят самое личное произведение Шукшина. Но в постановке театра «Русская песня» играет наша Маша, и я дала добро. Верю, она не позволит навредить произведению отца. Да и партнеры у нее замечательные: Андрей Мерзликин, Сергей Никоненко, Елена Сафонова. — Как вспоминаете свою работу над ролью Любы в фильме? — Сниматься мне было очень легко: Василий Макарович роль Любы написал для меня. Более того, он писал ее с меня, и можно сказать, что Люба на 80 процентов — это я. Маше гораздо сложнее, потому что она совсем не Люба и совсем не я. — Получается, сама судьба постучалась в ваше купе? — Помню, открыли портвейн, но я тогда даже не успела пригубить спиртное, потому что очень быстро начали петь. И я запела песню, которую очень любил мой отец — «Калина красная». Когда все уже легли спать, Шукшин неожиданно вернулся: «Давай выйдем в коридор, и ты мне все о себе расскажешь». Я и правда рассказала ему всю свою жизнь: что замужем, что дочка с мужем в Киеве... Не стала скрывать, что притягивает он меня чем-то. Стали целоваться... В коридоре поезда между нами все и случилось. Да, все! Как бы пошло в моем возрасте это ни звучало... — Вернемся к «Калине красной». Шукшин осуждал главного героя, который забыл свою старую мать. Так ведь это личная история Василия Макаровича? — Василий Макарович считал, что за все в жизни надо платить, всему есть цена. За учебу в Москве, за фильмы, за известность он заплатил дорогую цену. Он считал себя очень виноватым за то, что не часто общался с мамой, когда уехал в Москву. — Николаевна, чем вы сегодня занимаетесь? — Я на пенсии, читаю книги и много времени провожу с правнуком. Мое счастье сегодня — в чтении и в общении с внуками и с правнуками. В начале осени снималась в кино, но это была небольшая роль, правда, в американском фильме. — Перечитываете ли вы произведения Шукшина? В чем, по-вашему, Василий Макарович видел свое призвание: в литературе или же в кинематографе? — Могу сказать только, что писать ему всегда хотелось, а вот снимать — далеко не всегда. На съемках у него обычно было много трудностей, и все фильмы выстраданы кровью и нервами. А писалось легко, без проблем: белый лист бумаги, ручка и ночь. Он писал по ночам. Произведения Василия Макаровича я читаю каждый день и всегда нахожу в них что-то новое. Лично для меня Василий Макарович прежде всего писатель, и себя я считаю вдовой писателя. — Василий Макарович рано ушел из жизни, оставив вас с двумя маленькими дочками. Это был непростой период? — Когда случилась трагедия с Василием Макаровичем, а я в то время снималась в картине Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», то едва сама не умерла. У меня не хватило сил озвучить свою роль, и за меня это сделала Наташа Гундарева. Порой актерская профессия бывает жестокой, но что делать? Накануне съемок свадьбы моей героини с Остапом Бендером в картине Захарова «Двенадцать стульев» у меня умер папа, и я стояла на коленях перед Марком Анатольевичем, умоляя его перенести съемки этой сцены. Но в силу обстоятельств, видимо, не все зависело от него, Захаров оказался неумолим. Как только выдавался маленький перерыв, я забегала за кулисы и рыдала, потом мне быстро поправляли грим, и я вновь превращалась в счастливую невесту. Но исполнить песню мадам Грицацуевой тогда не смогла, хотя должна была. — Существует много версий о насильственной смерти Василия Шукшина, и в последнее время их становится все больше. Лично вы верите в то, что ваш муж умер, как г оворится, без чьей-либо помощи? — К сожалению, тема об убийстве Василия Шукшина эксплуатируется в желтых изданиях, и это паршиво. Самое страшное, что к ней причастны и близкие люди Василия Макаровича. Ушел Шукшин из жизни или его «ушли», об этом мы никогда не узнаем. Я слышала много предположений — кому помешал Шукшин и как его «убрали», но от них у меня только болит голова. Я верю Священному Писанию, где сказано: «Ни один волос с головы человека не упадет без воли Божьей». СПРАВКА Лидия Федосеева-Шукшина родилась в Ленинграде в 1938 году. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. Еще школьницей сыграла эпизодические роли в картинах «Максим Перепелица» (1955) и «Два капитана» (1955). В 1974–1993 годах работала в труппе Театрастудии киноактера в М оскве. Сегодня в творческом списке актрисы более 80 ролей, в том числе в таких фильмах, как: «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972), «Даурия» (1971), «Они сражались за родину» (1975), «12 стульев» (1976), «Хождение по мукам» (1977), «Долги наши» (1977) «Демидовы» (1983), «Виват, гардемарины!» (1991) и других. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Лидия Федосеева-Шукшина: Я рассказала ему все
© Вечерняя Москва