Войти в почту

Андрей Звягинцев: история побед самого известного за границей нового российского режиссера

С момента триумфа на Венецианском кинофестивале фильма «Возвращение» в 2003 году Андрей Звягинцев каждой своей картиной подтверждает репутацию любимца киноэкспертов как в России, так и за границей. Сама биография режиссера дает повод поразглагольствовать о человеке, для которого кинематограф является большой и искренней любовью. Будущий режиссер окончил два актерских факультета: Новосибирского театрального училища и ГИТИСа. Но в театр не пошел, потому что не был согласен со всеми изменениями, которые коснулись этой сферы в начале девяностых. Потом Андрей стал постоянным посетителем музея кино, где и прошел свои университеты, а трудился при этом дворником. После небольшого опыта работы в рекламе и сериалах Звягинцев снимает то самое «Возвращение», свой первый полнометражный фильм. Кроме «Золотого льва» в Венеции картина получила больше двух десятков наград и номинаций в самых разных странах, а критики единодушно назвали Звягинцева чуть ли не гением. Душераздирающая семейная драма «Изгнание», второй полнометражный фильм Андрея, прошел с куда меньшим триумфом, однако фильмы Звягинцева начинают все больше интриговать любителей кинодрам, а критики всерьез говорят о новом художественном языке и невероятной силы визуальных образах, перенесенных на экран режиссером и его постоянным оператором Михаилом Кричманом. Если сюжеты «Возвращения» и «Изгнания» разворачивались в почти придуманном мире, то действие «Елены» перенесено в лощеный столичный центр и в куда менее респектабельные спальные районы. Изначально картина должна была стать частью большого международного кинопроекта об апокалипсисе в самых разных его проявлениях. Однако взгляды британского продюсера и российского режиссера быстро разошлись, и вполне вероятно, что каждый от этого только выиграл. С не меньшими трудностями шли и поиски актеров, но все мучения стоили результата. Надежда Маркина, Андрей Смирнов и Елена Лядова предстали в образах далеко не положительных, но при этом очень харизматичных персонажей. Фильм получил приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» в Каннах, Гран-при Гентского кинофестиваля в Нидерландах и российскую «Нику». А также титул одного из важнейших российских фильмов последних лет, и оптимизм кинокритиков в данной ситуации не выглядит надуманным. Но если «Елена» была своего рода артподготовкой, то «Левиафан» стал настоящей бомбой. Настолько брутальный портрет современной России мог бы снять разве что Алексей Балабанов, и неудивительно, что вокруг «Левиафана» разгорелась дискуссия с участием искусствоведов, чиновников, священников и всех, кто почувствовал себя задетым современной киноверсией библейской истории. Фильм получил «Золотой глобус», был номинирован на «Оскар» и уже по мнению иностранных кинокритиков стал одной из десяти лучших картин 2014 года. В России киносообщество сразу разделилось на тех, кто «за» и «против», и яростные дискуссии в соцсетях не утихали несколько месяцев. Вокруг фильма «Нелюбовь» ажиотажа куда меньше. Тем не менее создатели картины получили комплимент от Дмитрия Медведева и массу положительных отзывов в прессе, но в основном в иностранной. Шансы на «Оскар» оценивают по-разному. С одной стороны, процедурный триллер на фоне духовной катастрофы выглядит крайне современной реакцией на многие события, происходящие в России и мире. И такой фильм может заинтересовать киноакадемиков. Но в то же время в шорт-листе номинации «Лучший иностранный фильм» у Звягинцева очень сильные конкуренты. Впрочем, с «Оскаром» или без него, «Нелюбовь» уже стала одной из лучших кинодрам года, и все, что происходит вокруг этого фильма и других картин Андрея Звягинцева, позволяет назвать подобный жанр одним из самых конкурентоспособных, если речь идет о международных успехах российского кино.

Андрей Звягинцев: история побед самого известного за границей нового российского режиссера
© WomanHit.ru