Войти в почту

Мэй Уэст: первая свободная женщина

Одна из самых скандальных актрис и сценаристок американского кино. Она стала первой, кто не побоялся публично говорить о сексе и гомосексуальности, придумала первых эмансипированных героинь в истории Бродвея и Голливуда, и впервые показала женщинам, что быть свободной, активной и самой выбирать мужчин – нисколько не стыдно.

1. Девочка из Бруклина

Мэри Джейн Уэст родилась в Бруклине 17 августа 1893 года. Её отец был профессиональным боксёром ирландского происхождения, впоследствии он работал полицейским и даже открыл собственное детективное агентство. Мама Мэри эмигрировала в США из Баварии. В молодости она работала моделью.

Мэри была очень артистичной девочкой, с детства любила театр и впервые почувствовала себя актрисой ещё в 5 лет, когда выступала для своих соседей в протестантской церкви. С 7 лет Мэри регулярно участвовала в конкурсах талантах и различных любительских шоу, часто побеждала. В 14 она была уже профессиональной актрисой водевилей. Именно тогда появился псевдоним Бэби Мэй, который со временем трансформировался в Мэй Уэст.

В 1911 году 18-летняя Мэй впервые появилась на Бродвее. Она исполняла роль в ревю «A La Broadway», которое поставил её бывший учитель танцев Нед Вейберн. Постановка не пользовалась популярностью и была закрыта после 8 представлений. Однако начинающую актрису заметили в The New York Times, поэтому дебют можно считать успешным. Мэй стали предлагать роли и в других спектаклях, со временем она стала востребованной актрисой второго плана.

>> Самые знаменитые женщины-телеведущие СССР

С самого начала Мэй поддерживала и вдохновляла мама, которая всегда верила, что всё, что делает её дочь – великолепно. Однако отец и родственники со стороны отца не слишком одобряли карьеру актрисы, считая, что она ведёт себя на сцене слишком откровенно.

В 1918 году фотография Мэй Уэст украсила обложку музыкального журнала «Ev’rybody Shimmies Now». В конце концов, Мэй начала писать собственные пьесы и в 1926 году в одной из них сыграла первую главную роль в своей карьере.

2. Секс на Бродвее

Прославила актрису пьеса «Секс», которую она не только написала, но сама спродюсировала и поставила на Бродвее. Она же сыграла главную роль в постановке. Это как раз тот случай, когда человек полностью сделал себя сам. Благодаря скандальному названию, билеты на спектакль малоизвестной актрисы раскупались с бешеной скоростью. И это при том, что критика постановку громила, но чем сильнее, тем охотнее приходили новые зрители.

«Секс» стал ярким событием бродвейской сцены. Но в то же время спровоцировал неоднозначную общественную реакцию. Пьеса вполне соответствовала своему названию и рассказывала о жизни проституток и сутенеров, а говорить об этом в 1926 году была не готова даже прогрессивная Америка. Консерваторы и религиозные активисты целый год жаловались на спектакль Уэст, пикетировали театр и призывали закрыть постановку.

>> Ирина Алферова: первая красотка советского кино

Они добились своего и в 1927 году Мэй была арестована вместе со своей труппой прямо на сцене. Актрису обвинили в нарушении моральных норм и развращении молодёжи и приговорили к 10 дням заключения. В принципе, Уэст могла бы заплатить штраф, чтобы избежать тюрьмы. Но она хотела выжать из сложившейся ситуации максимум и с удовольствием отправилась за решетку. Процесс широко освещался в прессе, сделав и так скандальному спектаклю такую рекламу, о какой можно было только мечтать.

Мэй провела в тюрьме 8 дней и была отпущена на два дня раньше за хорошее поведение. Выйдя, она лишь улыбалась и дразнила своих противников, рассказывая репортерам, что даже в тюрьме ходила в любимых шёлковых трусиках, а не надевала казённую мешковину. Скандал превратил Мэй в одну из самых известных актрис Соединённых Штатов и создал ей репутацию очаровательной «bad girl».

3. Острые дискуссии

После скандала с «Сексом» Мэй продолжила будоражить общество. Она написала и поставила пьесу, в которой обратилась к тематике гомосексуальности, тем самым став одной из первых, кто открыто поднял проблему сексуальных меньшинств.

Постановка была показана в Коннектикуте и Нью-Джерси, где собрала хорошую кассу. Однако выйти на Бродвей с такой скандальной пьесой Уэст уже не смогла. «Городские власти умоляли меня не ставить шоу в Нью-Йорке, потому что были не способны справиться с волнением, которое оно вызвало бы», – вспоминала Уэст впоследствии.

Только в вечер премьеры спектакль собрал около 30 000 долларов, но через две недели Уэст была вынуждена его закрыть. Америка 1920-х отнеслась к спектаклю о гомосексуалистах примерно так, как относится к спектаклям на эту тему Россия в 2017. Впрочем, Мэй не остановилась на достигнутом и продолжила писать новые пьесы.

_>>_ Ингрид Бергман и Роберто Росселлини: аморальное поведение

В течение следующих нескольких лет она создала и поставила такие произведения, как «Плохой возраст», «Человек удовольствия», «Вечный грешник», «Бриллиант Лил». Каждая новая работа пользовалась огромной популярностью зрителей и вызывала ожесточённые споры. Мэй продолжала говорить на темы, которые не принято было обсуждать в приличном обществе. Общество щерилось и огрызалось, но не могло оторваться от зрелища.

Особенного успеха Уэст достигла постановкой «Бриллиант Лил». Спектакль был хорошо принят бродвейской публикой и даже получил хорошую критику. Образ главной героини стал основой для певицы Лу, которую Уэст впоследствии сыграла в фильме «Она обошлась с ним нечестно».

4. Голливуд

Скандальная слава и успех на Бродвее привели Мэй Уэст в Голливуд. В 1932 году ей предложила контракт компания «Paramount Pictures». Вообще-то это была не совсем обычная сделка для американского кино того времени. Мэй было почти 40, и считалось, что начинать кинокарьеру в таком возрасте уже поздно. Но Уэст была не только знаменита, но и необыкновенно сексуальна. Она играла эмансипированную женщину без возраста, которая выходила за рамки социальных ограничений, и в этом качестве была неподражаема.

Уэст дебютировала на экране небольшой ролью в фильме «Ночь за ночью». Сначала актрисе не очень понравился персонаж, но ей разрешили переписать свои сцены и реплики. В итоге, получилось намного ярче, чем предполагал первоначальный сценарий. Актер Джордж Рафт, который и позвал Уэст сниматься в этом фильме, впоследствии сказал, что «она украла всё, кроме камер».

>> Катрин Денев: дневная красавица

Настоящим успехом стал фильм «Она обошлась с ним нечестно». Сценарий картины был написан по мотивам пьесы Уэст «Бриллиант Лил». По сравнению с бродвейской постановкой фильм получился куда менее скандальным, однако имел огромный зрительский успех.

Фильм не просто стал хитом кинопроката, но номинировался на «Оскар» и спас студию Paramount от банкротства. Кроме того, картина стала поворотной в карьере Кэри Гранта. Именно роль одного из любовников героини Мэй Уэст сделала Гранта знаменитым. Роль он получил по инициативе Мэй. Она очаровалась его мужской красотой, когда случайно увидела в студии. Актриса сразу сказала режиссеру: «Если он сможет говорить, я его возьму!»

Необычайной популярностью пользовался и следующий фильм Уэст – «Я не ангел». Партнером в кадре актриса снова выбрала Кэри Гранта. Фильм собрал огромную кассу и стал самым успешным в карьере Уэст. К 1935 году Мэй Уэст стала самой высокооплачиваемой женщиной в стране. Больше неё в Соединённых Штатах Америки зарабатывал только один человек – медиамагнат Уильям Херст.

5. Секс-символ

Успех на экране превратил в Уэст в национальную знаменитость и сделал одним из главных секс-символов Америки. Её любили все – от простых работяг до интеллектуалов. Фрэнсис Скотт Фицджеральд говорил, что Уэст «единственная голливудская актриса, в которой есть ирония и комическая искра».

Сальвадор Дали посвятил Уэст картину «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты», на которой лицо актрисы составлено из предметов интерьера и образует комнату. Губы, например, превратились в ярко-красный диван соответствующей формы. Впоследствии комната-иллюзия была построена в театре-музее Дали в Фигерасе.

Уэст во многом сформировала и популяризировала язык женской сексуальности в XX веке. Именно она сделала типаж блондинки с большой грудью по-настоящему популярным, так что Мэрилин Монро шла уже по проторенному пути. При этом Уэст не нужно было оголятся в кадре, чтобы быть желанной. Туфли на каблуках, длинные обтягивающие платья, манера двигаться, но главное – говорить, выражать себя словом и жестом.

>> Софи Лорен: спасибо спагетти

И нельзя сказать, что внешность актрисы не имела недостатков. Просто она была настолько остроумна, харизматична и сексуальна, что легко превращала их в достоинства. Но главное, чем увлекала актриса – открытость и смелость. Уэст никогда не была похожа на томную барышню, которая ждёт своего принца. Она хищница, которая всегда активна и готова к приключениям и экспериментам.

О популярности Уэст говорит и тот факт, что в вооруженных силах США в её честь были названы многие модели вооружения и снаряжения, например, лётчики во время Второй мировой войны называли именем актрисы свои надувные спасательные жилеты.

6. Ни мужа, ни господина

Беспрецедентный успех первых фильмов актрисы натолкнулся на противодействие консервативных сил в обществе. В 1934 году республиканское лобби утвердило так называемый этический кодекс Хейса. Фактические это было введением настоящей цензуры. Фильмы, которые противоречили кодексу не имели шанса выйти в прокат в кинотеатрах.

Кодекс предполагал, что кино не должно подрывать «нравственные устои зрителей». Естественно фильмы, которые делала Уэст, были признаны именно такими. Например, цензуре подвергся сценарий картины «Это не грех». Даже название было признано общественно опасным и после переделки фильм стал называться «Красавица девяностых».

Однако Уэст продолжала создавать успешные фильмы. Популярностью пользовались такие её картины, как «Поездка в город», «Клондайк Энни», «На запад, молодой человек», «Каждый день праздник». Но чтобы продолжать работать в кино, Уэст приходилось постоянно лавировать между нелепыми цензурными требованиями и выдерживать давление консервативной общественности.

По современным меркам никакого особого «разврата» в картинах Уэст не найти. Там почти нет насилия и эротических сцен. Основные претензии состояли в том, что она создавала слишком свободных героев (часто с сомнительным прошлым) и не давала однозначных моральных оценок, её герои не могли быть безусловным образцом для подражания.

В 1940 году Уэст снялась в комедийном вестерне «Моя цыпочка», которая как всегда была создана по её сценарию. Фильм понравился зрителям и собрал хорошую кассу, но в очередной раз стал мишенью для религиозно-консервативной критики. Естественно, ведь Уэст сыграла авантюристку Флауэр Белл, которая осмеливается жить и действовать, не оглядываясь на общественное мнение, да ещё и сама выбирает мужчин.

Для Америки 30-40-х, даже 50-х, героини Мэй Уэст слишком сильны, самостоятельны и свободны. Они легко пускают в ход своё обаяние и сексуальную привлекательность, но чаще всего для манипулирования мужчинами и достижения собственных целей.

«Знаете, я была первой свободной женщиной. Ни один парень не мог меня использовать. Вот о чем я писал все мои сценарии», – признавалась актриса. Уэст была первой эмансипированной женщиной на экране и именно это скандализировало её. Ну а кроме того, она открыто говорила о сексе и не терпела ханжества и лицемерия.

Если говорить о личной жизни актрисы, то она вполне соответствовала характеру её героинь. В молодости Уэст дважды вышла замуж и впоследствии не признавала эти браки. Оба замужества длились недолго и особой радости не принесли.

Первый муж, актер водевиля Фрэнк Уоллес, объявился в 1935 году, когда Уэст разбогатела, и смог отсудить у неё часть имущества. Официально развод был оформлен только в 1942 году. Второму мужу, итальянскому музыканту Гвидо Дейро, повезло меньше. Актриса прожила с ним три года (как раз вскоре после расставания с Уоллесом), но факт замужества не признавала.

7. Женщина-скандал

В 1943 году Уэст ушла из кино. При работе над очередным фильмом ей впервые запретили писать собственные диалоги, и это не пошло картине на пользу. Цензура зарубала всё самое остроумное, двусмысленное и живое. В следующий раз Уэст появилась на экране только в 1970 году, то есть она не снималась почти 30 лет.

Но и без дела актриса не сидела. Она вернулась в театр, поставила на Бродвее пьесу «Екатерина была великой», позже возродила свою знаменитую постановку «Бриллиант Лил», какое-то время делала собственное шоу в клубах Лас-Вегаса, регулярно выступала на радио.

В конце 50-х Уэст написала ставшую бестселлером биографию – «Хорошее качество не имеет ничего общего с этим». В 60-х записала два рок-н-рольных музыкальных альбома и всё ещё продолжала эпатировать общественность. Как борец с цензурой и защитница сексуальной свободы Уэст всегда пользовалась уважением продвинутого общества.

В последний раз Уэст снялась в кино в 1978 году, за два года до смерти. Картина «Секстет» была не слишком успешна в прокате и не получила признания критиков, но имеет важное мемориальное значение, а кроме того, отличается необыкновенным актёрским составом.

Кроме самой Мэй Уэст на экране появляются и другие легенды Голливуд 30-х, 40-х, 50-х – например, Джон Рафт, Уолтер Пиджон, Тони Кертис и другие, а также современные поп-звезды – Ринго Старр и Элис Купер. После премьеры фильма журнал «Тайм» опубликовал большую статью под названием «В 84 Мэй Уэст всё ещё Мэй Уэст».

8. Пистолет в кармане?

Уэст всегда была не просто актрисой, но автором пьес и сценариев, поэтому за словом в карман не лезла. Остроумные и неожиданные диалоги – одно из сильных мест её фильмов. Многие фразы, придуманные актрисой для экрана, ушли в народ. Кроме того, Уэст любила провоцировать публику острым словцом. Популярная культура сохранила множество примеров. Именно Уэст приписывают знаменитую шутку «Это пистолет в кармане или ты просто рад меня видеть?» (хотя есть и другие версии).

О претензиях моралистов напоминает следующий девиз актрисы: «Из двух зол я выбираю то, которое ещё не пробовала». Страстность натуры и неподдельный интерес к сексу находит форму в выражении: «Вы говорите, десять мужчин ждут у моей двери? Одного отправьте домой, я сегодня утомлена». Или более детальный вариант: «Моя левая нога — Рождество, моя правая нога — Пасха, почему бы вам не зайти ко мне между этими праздниками?».

Игривый характер находит себя в словах: «Когда я хорошая, я очень хорошая. Когда я плохая, я ещё лучше». А пренебрежительно-заинтересованное отношение к мужчинам отлично прочитывается в следующем высказывании: «Я знала многих мужчин, которые не умели целоваться, и всегда находила время научить их».

Другими словами, Мэй Уэст не только снималась в кино и играла на Бродвее, но и успела написать немало статусов для девичьих пабликов в социальных сетях.