Войти в почту

Почему стоит смотреть драму Алексея Германа-младшего «Довлатов»

На Берлинском кинофестивале состоялась премьера драмы Алексея Германа-младшего «Довлатов», повествующей о нескольких днях из жизни знаменитого писателя. Критики приняли работу российского режиссёра очень тепло: согласно данным журнала Screen, эта кинолента занимает второе место в рейтинге конкурсных картин Берлинале. В России фильм выйдет в ограниченный прокат: увидеть его в кинотеатрах можно будет лишь с 1 по 4 марта. Что представляет собой «Довлатов» — в материале RT. Самое начало ноября 1971 года, дни перед празднованием Октябрьской революции. Хрущёвская оттепель закончилась, а вместе с ней — надежда на свободу творчества, которая ещё не так давно теплилась в сердцах советских художников, музыкантов, прозаиков и поэтов. От этого в кругу творческой интеллигенции царят мрачные настроения: работать нельзя, средств к существованию не хватает, перспектив тоже, кажется, нет. Действие фильма Алексея Германа-младшего происходит в предзимнем ветреном Ленинграде, и лучшей декорации для этой истории просто не найти. Туманный, серый город способен произвести на зрителей удручающее впечатление. Но только не на героев: они — часть этого с невероятной скрупулёзностью воссозданного мира — радуются редкому солнечному дню, знакомству с новыми хорошими людьми в очереди к букинисту и возможности встретиться с единомышленниками. Встречи писателей и поэтов, как водится, проходят на кухнях коммунальных квартир, в затянутых дымом комнатах чьих-то более просторных апартаментов и маленьких кафе «для своих», где играют прекрасный джаз. По этому Ленинграду ходит один из главных русских писателей XX века Сергей Довлатов. И вот парадокс: даже на фоне камерного города громадина Довлатов кажется маленьким человеком в пустом злом мире. Писатель свой мир любит всей душой, но сам он ему, кажется, не нужен. Главную роль доверили сербу Милану Маричу, и тот с этой задачей справился настолько мастерски, что поверить, будто герой мог выглядеть как-то иначе, сложно. Да и не хочется. Довлатов в исполнении Марича — обаятельный и ироничный, во всём видящий забавное и способный засмущать любого городского сумасшедшего, но в то же время робкий, чуткий, виноватый. О том, что он — «один из», Довлатов не подозревает (о своём успехе на родине писатель вообще никогда не узнает). Роман не выходит, рассказы упорно отказываются печатать самые разные СМИ. Герой кормится работой журналиста в заводской газете — но и оттуда его вскоре попросят, поскольку он не может серьёзно говорить об абсурдных вещах, даже если очень нужно. Одним словом — Довлатов. На два часа мы оказываемся в реальности, где следование своим принципам в вопросах искусства является вопросом чести и ценится не то что выше материальных благ — выше спокойствия близких и собственной жизни. В этом мрачном мире творческие люди от безысходности и в состоянии аффекта от очередной неудачи порою принимают самые ужасные решения: мечтающие о славе заморского Поллока, художники предпочитают неволе глупую смерть, а отчаявшиеся литераторы идут на самоубийство под аккомпанемент недоумённых коллег: «Подумаешь, многих не печатают!». Окружение Довлатова делится на два лагеря: тех, кто советует писателю пойти на сделку с властью и собственной совестью и тех, кто поддерживает его желание этого не делать. К последним относится поэт Иосиф Бродский (его роль — к слову, уже не в первый раз — исполнил Артур Бесчастный). И если Довлатов у Германа — «земной» человек, случайно попавший под раздачу талантов, то Бродский — поэт от Бога. Он хоть и находится в самой гуще литературной жизни Ленинграда, но остаётся чуждым любой суеты сторонним наблюдателем. В то же время, Бродский ещё больше Довлатова не приемлет компромиссы и так же сильно страдает от необходимости уехать из родного города. Берясь за «Довлатова», Герман-младший не ставил перед собой цель выпустить кассовое кино или получить безусловное одобрение критиков. Ему было важно рассказать историю о людях, не вписывающихся в систему — особенно об одном знаковом лишнем человеке — и максимально точно передать атмосферу времени, в котором он жил и творил. Эту картину не нужно разгадывать или искать в ней символы — здесь их нет. Размеренное, практически лишённое динамики повествование слишком напоминает ход самой жизни, простой и сложной, весёлой и грустной одновременно. Может быть, именно поэтому «Довлатов» входит в число фильмов, в которые влюбляешься не сразу: о нём, как о многих событиях в жизни, стоит вспомнить и поразмыслить спустя какой-то срок — чтобы ощутить тоску по героям и желание ещё раз совершить это удивительное путешествие во времени.