Войти в почту

«Оскар-2018»: гид по фильмам-ваворитам

В ночь с 4 на 5 марта по московскому времени в Лос-Анджелесе состоится 90 ежегодная церемония вручения наград премии «Оскар». Мы посмотрели всех фаворитов этого года (речь о фильмах, представленных в самых престижных номинациях) и рассказываем, чего от них ждать. На что номинирован: лучшая мужская роль (Гэри Олдман), лучший фильм, несколько технических категорий. Фильм о первых днях Уинстона Черчилля на посту премьер-министра Великобритании. Именно в этот период ему предстояло принять важное для британской армии решение об эвакуации солдат из Дюнкерка. Джо Райту, известному по «вылизанным» картинам вроде «Искупления», «Анны Карениной» и «Пэна», удалось снять самый реалистичный, естественный и динамичный в своей карьере фильм. Даже несмотря на откровенно пропагандистские моменты, вроде сцены где герой Олдмана «братается» с пассажирами метро, наблюдать за противостоянием своенравного политика и Палаты общин, которая выбрала Черчилля лишь из-за отсутствия альтернативы, чрезвычайно интересно. И во многом благодаря исполнителю главной роли. «Тёмные времена» — это фильм, как принято говорить, одного актёра. Гэри Олдман в роли Уинстона Черчилля и массивном гриме практически не отличим от реального прототипа (выдают артиста, разве что, глаза) и явно претендует на «Оскар». Все его жесты, походка и осанка заставляют зрителя поверить, что перед ним настоящий британский премьер времён Второй мировой войны. Впрочем, остальные актёры если и уступают, то не сильно. Бен Мендельсон справляется с ролью Георга IV ничуть не хуже, чем Колин Фёрт из «Король говорит!» Из всей массы байопиков «Тёмные времена» выделяются ещё и отличной операторской работой и монтажом. Красивые переходы от сцен с поля боя к кадрам мирной жизни, несмотря на средненькие спецэффекты, впечатляют своей изобретательностью, а общие планы в масштабных эпизодах с обсуждением военных действий или политических перестановок позволяют рассмотреть каждого участника действа в деталях. — Андрей Верещагин На что номинирован: лучший фильм, лучший актёр (Тимоти Шаламе), лучший адаптированный сценарий, лучшая оригинальная песня. «Зови меня своим именем» — размеренная драма, основанная на одноимённом романе американского писателя Андре Асимана (поэтому она претендует на «Лучший адаптированный сценарий»). В ней любимец женщин Арми Хаммер ненароком совращает 17-летнего юнца в исполнении Тимоти Шаламе. Действие происходит в Италии восьмидесятых. История «раскачивается» медленно, но последние минуты фильма переворачивают всё с ног на голову. Катарсис достигается за счёт финального монолога отца главного героя, и ради этого монолога стоит потерпеть даже юношескую мастурбацию персиком в середине фильма. Потому что оказывается, что это повествование не о гомосексуальности, а о самоидентификации и поиске себя. Это кино про адекватную толерантность, которая должна существовать в нашем мире, и которой, к сожалению, становится всё меньше: людей клонит либо к безумной «толерастии», либо в сторону абсолютного невежества. Фильм не был куплен в российский прокат, но на редких отдельных показах шёл при полных аншлагах. Оно и ясно, красавец-студент в открытую флиртует с несовершеннолетним сыном своего преподавателя и делает ему минеты средь бела дня, а родители совращённого юнца ещё и адекватно к этому относятся — в России это придаёт картине налёт запретности. — Анастасия Плотникова На что номинирован: лучший фильм, лучший режиссёр, несколько технических категорий. В этот раз Академия впервые включила Кристофера Нолана в «режиссёрскую» номинацию. До этого он был либо слишком «неформатным», либо снимал экранизации комиксов и научную фантастику, которые на «Оскаре» обычно не жалуют. Но хоть Нолан и сделал шаг вперёд к заветной награде, сняв качественную военную драму, статуэтку он вряд ли получит. Многие члены Академии называли «Дюнкерк» слишком запутанным (три сюжетные линии развиваются с разной скоростью) или отмечали слишком явное превосходство формы над содержанием. Но даже без главных наград «Дюнкерк» станет одним из тех фильмов, по которым мы запомним 2017 год. Не каждый день один из редких режиссёров, чьё имя само по себе продаёт билеты, берётся за военное кино — жанр, который в последнее время едва отбивает затраты на производство. Где «Дюнкерк» точно напомнит о себе, так это в технических номинациях — не зря же Нолан рисковал дорогими IMAX-камерами, а Циммер подстраивал музыку под тиканье хронометра. Какими бы ни были творческие претензии к режиссёру, ему удалось достигнуть невероятного уровня погружения. — Вадим Елистратов На что номинирован: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр (Дэниэл Калуя), лучший оригинальный сценарий. Академия часто включает в список лучших фильмов на «Оскаре» откровенно «попсовые» картины — это и повышает рейтинги церемонии, и позволяет награде выглядеть чуть более релевантной в глазах рядовых зрителей. Однако «Прочь» — уже не тот случай. Фильм не просто «для галочки» включён в развёрнутую категорию лучших картин, но и прорвался в другие важные номинации. Дэниэл Калуя соперничает с Дэниелом Дэй-Льюисом, а режиссёр Джордан Пил — с Полом Томасом Андерсоном и Гильермо дель Торо. Невероятное достижение. «Прочь» вряд ли выиграет какие-то серьёзные награды — всё-таки это скорее длинная серия «Чёрного зеркала» или захватывающая «паста» с Reddit, остроумно переворачивающая с ног на голову тему расизма, а не типичный «оскаровский» материал. Но в том, как «Прочь» умудрился попасть в элиту кино, нет ничего неожиданного. После громкого скандала, получившего название, OscarsSoWhite, Академия начала активно включать в свои ряды представителей расовых меньшинств, и их голоса уже дают о себе знать. — Вадим Елистратов На что номинирован: лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая актриса (Сирша Ронан), лучшая актриса второго плана (Лори Меткалф), лучший оригинальный сценарий. «Леди Бёрд» — ни к чему не обязывающая зарисовка из жизни незнакомой нам девушки Кристин, которая называет себя «lady bird». Она учится в католической школе, бунтует против матери и планирует поступать в колледж. Собственно, эти вот последние месяцы в ожидании переезда в большой город и есть весь полуторачасовой фильм. Если вы родились и выросли в мегаполисе, то фильм можете и недооценит —, не прочувствовать весь спектр эмоций главной героини. И совсем другое дело, если вы после школы покинули родовое гнездо и переехали учиться в другой город, оставив родителей, сверстников и прошлую жизнь за спиной. Семья девушки небогата, о чём постоянно твердит мать главной героини, да и сама Кристин привыкла этого стыдиться. Она по сути отказывается от своего имени и мечтает о лучшей жизни, не желая довольствоваться тем, что есть. Однако это не типичная история подростка-бунтаря, фильм даже не пытается навязать какую-то идею. Это просто красивая, полная ностальгии зарисовка, от которой у вас, скорее всего, останется ощущение теплоты на душе. «Леди Бёрд» выступает сразу в нескольких номинациях, но рискует не взять ни одной. Всё-таки здесь нет какого-то мощного посыла или актуальной проблемы. Статуэтку может получить разве что Сирша Ронан, но у неё есть сильные конкуренты. «Леди Бёрд» — это просто кино о чьей-то чужой жизни, такой же обычной, как твоя собственная. Именно так его и стоит воспринимать. — Олег Чимде На что номинирован: лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр (Дэниел Дэй-Льюис), лучшая актриса второго плана (Лесли Мэнвилл), несколько технических категорий. Художественные фильмы Пола Томаса Андерсона последних лет неизменно попадают в шорт-лист премии «Оскар». Вместе с тем, какого-то единого авторского почерка у режиссёра нет — все его картины очень разные. «Призрачная нить», в противовес параноидальному «Врождённому пороку», монументальной «Нефти» и сатиричному «Мастеру», — тягучее, камерное и очень личное кино. Это история об известном и фанатичном в своей работе кутюрье Рейнольдсе Вудкоке. Он живёт затворником вместе со своей сестрой Сирил и посвящает всего себя лишь созданию новых нарядов для знаменитых персон. Размеренный уклад жизни нарушается, когда модельер знакомится с официанткой Альмой и перевозит её к себе в поместье. Девушка становится для Вудкока именно что не музой, но инструментом для вдохновения — работа всё ещё превыше всего, но кутюрье способен понимать любовь только так, а вот взгляд Альмы на неё совершенно иной. «Призрачная нить» — это подробнейшее и тонкое описание взаимоотношений между людьми, стремящимися доминировать друг над другом. Вудкок на первый взгляд кажется простым нелюдимым затворником, которые часто встречаются в кинематографе, но актёрская игра Дэниэла Дэй-Льюиса (который здесь исполняет свою последнюю в карьере роль) придаёт персонажу глубины. От кутюрье исходит какая-то скрытая опасность: ты не думаешь, что он может внезапно взяться за нож, но всё равно ожидаешь подвоха. Впрочем, это касается и Вики Крисп, играющей Альму, и Лесли Мэнвилл, которой выпала роль сестры Вудкока. Вместе они смотрятся необычайно органично и правдоподобно, и все заслуживают наград Академии. Правдоподобие достигается и антуражем. В отличие от «Нефти», бравирующей масштабами, «Призрачная нить» сосредоточена на мелких деталях, реквизите, костюмах и интерьерах. Хотя и тут нашлось место отлично снятым пейзажам. Это аккуратное, выверенное до секунды кино, которое, при этом, не выглядит «лощёным», не смотрится как стандартный фильм «на Оскар». Да, не без изъянов и да, «Призрачной нити» вряд ли грозит то же признание критиков, которого добилась «Нефть». Но история о странных отношениях кутюрье и официантки — это отличное завершение карьеры Дэниэла Дэй-Льюиса и ещё одно доказательство того, что Пол Томас Андерсон может снимать кино в любой тональности. — Андрей Верещагин На что номинирован: лучший фильм, лучшая актриса (Мэрил Стрип). «Секретное досье» — очередной гимн американской журналистике, лишённый какого-либо двойного дна. Никакого лихо закрученного сюжета здесь нет, а главная интрига заключается в том, рискнёт ли владелец газеты Washington Post опубликовать то самое секретное досье из названия. Захватывающего журналистского расследования в духе фильма «В центре внимания» ждать не стоит. Напряжённой истории о бескомпромиссном противостоянии между властью и свободной прессой тоже не получилось — до Уотергейтского скандала ещё целых два года, а пока что герои мило общаются с представителями политической элиты США и не помышляют ни о какой полномасштабной войне с Никсоном. «Досье», кстати говоря, можно считать полноценным приквелом фильма «Вся президентская рать» 1976 года с Дастином Хоффманом и Робертом Редфордом. И в тех, и в других событиях ключевую роль сыграл главный редактор Washington Post Бен Брэдли, роль которого в «Секретном досье» исполнил Том Хэнкс, а в «Президентской рати» — Джейсон Робардс. Ни сценарий, ни постановка не преподносят зрителю никаких сюрпризов. Это именно тот самый фильм, который можно представить при словах «фильм Стивена Спилберга о журналистах, номинированный на Оскар». Мэрил Стрип и Том Хэнкс — главные украшения картины, — справляются со своими ролями так же убедительно, как и всегда, но не демонстрируют ничего из ряда вон выходящего. Словом, «Досье» — отличный фильм для тех, кто интересуется историей США или неравнодушен к качественной актёрской игре, и при этом готов мириться с отсутствием по-настоящему захватывающего повествования, которого можно было бы ожидать от фильма в жанре «триллер» с интригующим названием «Секретное досье» (в оригинале картина называется «The Post»). — Артемий Леонов На что номинирован: лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая актриса (Салли Хокинс), лучший актёр второго плана (Ричард Дженкинс), лучшая актриса второго плана (Октавия Спенсер), лучший оригинальный сценарий, множество технических категорий. «Форма воды» не просто так получила наибольшее количество номинаций в этом году и не просто так почти во всех возможных аналитических материалах зовётся главным фаворитом «Оскара-2018» — в пользу фильма говорит даже статистика. У картины Дель Торо очень мало причин не выиграть. Нельзя сказать, что кино гениальное, нет. Просто оно получилось слишком уж своевременным — тут и тема толерантности (любви покорны все виды), и немножко феминизма (героиня Октавии Спенсер — мужик в семье) и щепотка харассмента (персонаж Майкла Шеннона с его домогательствами и фиксацией на беззвучном сексе). Но сказать, что «Форма воды» была снята «под награды», не получается. Актуальные темы Дель Торо затрагивает лишь мимоходом, действительно перебарщивая только в сюжетной линии с продавцом пирогов, который оказывается одновременно и гомофобом, и расистом. В целом, же у Дель Торо получилась эталонная сказка для взрослых — история о любви, о поиске своего голоса (буквально и метафорически) и о необычном создании, которое подобно воде принимает именно ту форму, которую вам нужно. Любовника, монстра, чуда. — Вадим Елистратов На что номинирован: лучший фильм, лучшая актриса (Фрэнсис Макдормэнд), лучший актёр второго плана (Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл), лучший оригинальный сценарий, несколько технических категорий. Мартин Макдона известен неискушённому зрителю в основном как автор фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», но при этом он также и популярный драматург, мастер диалоговых жанров. Посмотрите репертуар своих городских театров — велик шанс, что там будет хотя бы одна постановка по его пьесе. Ну и вы наверняка слышали о скандале со спектаклем «Человек-подушка» в постановке Кирилла Серебрянникова — очень кроваво, очень жестоко. Макдона — один из самых смелых драматургов и режиссёров современности, за это его и любят. А «Билборды», соответственно, смелое кино. Фильм уже получил множество наград включая BAFTA, и если он возьмёт «Лучший фильм» и здесь, то это можно будет считать победой чистого творчества над политикой и всем остальным, за что принято упрекать «Оскар». Прежде всего, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» отлично написан: диалоги исключительно театральные, а, как говорится, если на стене висит ружьё, то оно обязательно выстрелит. Ни одной лишней сцены, каждая произнесённая персонажами фраза «работает». Триумф сценарного мастерства. Начинается всё с того, что главная героиня выкупает три пустующих билборда вдали от города и размещает на них послание местному шерифу, который не смог найти убийцу её дочери и закрыл дело. Поступок смелый, вызывающий. Но затем вдруг оказывается, что со шерифом тоже не всё так просто. Весь фильм Мартин Макдона ставит своих персонажей в неудобные ситуации и играет с моралью. Можно ли понять старую одинокую женщину, что отважилась на такой шаг? Да, конечно, ведь она хочет справедливости и считает, что найти преступника — долг шерифа. Но нормально ли публично обвинять в бездействии, в общем-то, хорошего человека, оказавшегося в непростой ситуации? «Билборды» очень неудобно смотреть: Макдона закручивает историю так, что ты не можешь разобраться в своих чувствах — моральный компас ломается и начинает сбоить. И дальше ситуация становится всё сложнее. — Олег Чимде На что номинирован: лучшая актриса (Марго Робби), лучшая актриса второго плана (Эллисон Дженни), технические категории «Тоня» — один из самых зрительских фильмов этого «Оскара». Смешной (не без горечи), остроумный, пижонский. Картина Крэйга Гиллеспи отдалённо напоминает работы братьев Коэнов — здесь почти все персонажи немножко идиоты, и сумма их некомпетентностей в финале складывается в неизбежную трагедию. Реальная история фигуристки Тони Хардинг — почти полная противоположность недавнего российского «Льда». Здесь мать превращает своего ребёнка в талантливую фигуристку не через любовь, а через ненависть, а сама Тоня вынуждена бороться не за качество своего катания (с этим всё в порядке), а за признание, что ей — деревенщине из Орегона, шьющей себе наряды — есть место в этом элитарном виде спорта. Единственное, что подводит этот складный и захватывающий фильм — компьютерная графика. Лица актёров «приклеены» к телам дублёров так неудачно, что лучше бы картину снимали по-старинке — скрывая подмену монтажом и светотенью. Лучший шанс на «Оскар» для «Тони» — это Марго Робби и Элисон Дженни (мать Хардинг). Для первой из них фильм стал настоящим прорывом. Сцена, где Робби, сидя в гримёрке напротив зеркала, выдавливает из себя улыбку — один из лучших актёрских моментов прошедшего года. — Вадим Елистратов На что номинирован: лучшая мужская роль второго плана (Кев… то есть Кристофер Пламмер). Фильм основан на реальной истории. В 1973 году весь мир был шокирован сначала похищением внука богатейшего промышленника Жана Пола Гетти, а потом его отказом платить преступникам выкуп. В образе скупого миллионера режиссёр Ридли Скотт сначала снял Кевина Спейси. Однако после того, как на актёра посыпались обвинения в сексуальных домогательствах, Спейси заменили на Кристофера Пламмера. В итоге это беспрецедентное решение пошло фильму только на пользу. Пламмер намного ближе по возрасту к своему прототипу. В таланте Спейси никто не сомневается, но ещё по трейлерам было видно, что его приходилось очень сильно гримировать. Причём Ридли Скотт смог сделать всё настолько аккуратно, что зритель, не знающий об этом факте, «подмены» и вовсе не заметит. В глаза может бросится разве что обилие планов, где Пламмер снят отдельно от остальных актёров. Но аккуратный монтаж спасает ситуацию. В остальном же картина выглядит очень цельной криминальной драмой. У каждого героя своя мораль и логика. Мать всеми силами хочет спасти сына, и Мишель Уильямс в этой роли выглядит очень органично. Гетти-старший разумно объясняет, что если он пойдёт на уступки, тут же похитят всех остальных его внуков. Марк Уолберг в роли его помощника смотрится немного гротескно, но в целом не выбивается из общей картины. Линия преступников также раскрыта довольно интересно, хоть и не обошлось без преувеличений. Всё это отражает одну основную мысль: каждый герой живёт в собственном мире, и руководствуется своими принципами. Понять других никто даже и не пытается, для этого нужен какой-то очень сильный стимул. Например, отрезанное ухо похищенного внука. Конечно, Скотт приукрасил реальную историю (да и опирался в основном на книгу «Мучительные миллионы» Джона Пирсона). Но при этом он не превратил события в обычную картинку с очевидной моралью, оставив сюжет живым, а персонажей очень правдоподобными. — Алексей Хромов На что номинирован: лучший фильм на иностранном языке. Поскольку академики далеко не всегда смотрят фильмы, за которые голосуют — тем более с субтитрами — иногда очень важной становится именно огласка. И тут у «Нелюбви» всё в порядке. Это, пожалуй, самый упоминаемый в западных изданиях фильм из иностранной категории «Оскара». Для Звягинцева это уже вторая номинация на главную кинонаграду мира, и если он возьмёт статуэтку, этому мало кто удивится. «Нелюбовь» — один из самых доступных и универсальных фильмов режиссёра. Если историю той же «Елены» в США понять не так просто (квартирный вопрос, армейская кабала), то с явлением болезненного развода, калечащего жизнь ребёнка, знакомы везде. Вдобавок к этому «Нелюбовь» прекрасно работает и как чисто жанровое кино — поиски пропавшего мальчика Звягинцев показал с захватывающей дотошностью. Но, самое главное, если картина всё-таки победит и закрепит свою мировую славу, режиссёра вряд ли кто-то в очередной раз обвинит в ненависти к родине. Она-то в фильме показана в лучшем свете, а роль «главного злодея» занимает не коррупция или извращённая набожность, а холодное безразличие. — Вадим Елистратов На что номинирован: лучший анимационный фильм, лучшая оригинальная песня. Поскольку Академия уже много лет игнорирует существование японской анимации, Pixar явно ждёт ещё одно награда. Равных по силе конкурентов в своей категории у неё нет. «Тайна Коко» — это пример для всего Голливуда. Pixar показала всем, что пресловутое diversity это не только тренд, возникший в искусстве под давлением общества, но ещё и удивительная возможность познакомить зрителей с чужой культурой. Авторы «Коко» никогда не хвастались тем, что это фильм про мексиканцев — они прежде всего хотели рассказать захватывающую историю. Странно, что многие голливудские режиссёры забыли о том, что приоритетом всегда должно быть именно это. — Вадим Елистратов #оскар #мнения

«Оскар-2018»: гид по фильмам-ваворитам
© DTF.RU