Войти в почту

Сегодня исполняется 80 лет со Дня рождения народного артиста России Алексея Петренко

Мои университеты Когда он окончил школу, то и он сам, и учителя "перекрестились левой пяткой – работы убавилось втрое". Родителей постоянно вызывали в школу – наконец и они вздохнули спокойно. Петренко родился незадолго до войны. Его старший брат и бабушка с дедушкой умерли от голода в 1930-е годы, а отец был невинно осуждён за неисполнение планов по хлебосдаче. Вот как он сам вспоминал своё послевоенное детство: "Помню, смотрел кино с рогаткой в руках - чтобы на экране в немцев стрелять". Наверно, с того времени он начал мечтать об актёрской профессии. Петренко поступил в театральный лишь с третьего раза. Сначала поступал в Киеве – по русскому языку запорол диктант, а на экзамен по украинскому, когда надо было писать сочинение, махнул рукой, встал и вышел. Потом он поехал поступать в Москву. Но и здесь удача не улыбнулась. После очередного провала будущий артист пошел работать матросом. "Я знал быт крестьянский и заводской, но с бытом матросов тогда познакомился впервые. То дало мне бесценный опыт. Та работа, которую я делала тогда, питала меня на протяжении всей жизни". Фото: baklajanchic.wordpress.com И вот удача с третьего раза улыбается Петренко – он принят в Харьковский театральный институт. Первый дебют в кино – и сразу роль второго плана в знаменитом фильме "Начальник Чукотки". С гордостью он позвал своего приятеля на премьеру. Но фильм закончился, а Петренко на экране так и не появился. Друг обиделся, подумав, что Алексей разыграл его. А тот сам не знал, что эпизоды с его участием просто-напросто вырезали! Оказалось, советское руководство дозвонилось до режиссера и приказало убрать кадры с артистом – дескать, главный герой пошел через Америку, и там его не трогают, а тут вдруг – у нас, в СССР, его останавливает персонаж, которого играл Петренко. Досадно было приятелю, который корил несостоявшегося триумфатора в том, что его за прогул из училища ради просмотра кино, могли отчислить. Но еще досаднее и обиднее было самому артисту, подавленно сидящему в креслах кинотеатра. "Лучше немного и толково, нежели всеядно" После выпуска из театрального он попал по распределению в Запорожский музыкальный театр им. Щорса. Потом перешёл в Донецкий драматический театр в Мариуполе. Но задержался он там недолго. Приехали артисты приятели из Ленинграда со словами, мол, что ты тут делаешь, поехали к нам. И Петренко поехал. На руках у него было сопроводительное письмо с рекомендациями от Игоря Владимирова. "Вы героя хотите играть? Ромео?" - спросило у него начальство. "Нет, Ромео я уже наигрался", - ответил он. У себя на родине он действительно был в амплуа героя – высокий (его рост был 190 см), с синими горящими глазами и чёрными кудрями. А здесь, в Ленинграде, пришлось выходить с подносом. Но он не стыдился этого: "Я наблюдал за игрой Фрейндлих, за тем, как работали другие маститые артисты – это бесценный опыт". Алексей Петренко в роли Распутина. Фото: regnum.ru Между Петренко и Анатолием Эфросом произошёл конфликт, после которого артист ушёл из театра. Или его вынудили уйти. Дело было так. Эфрос любил устраивать репетиции публичные, в присутствии всех работников театра, которые сидели с блокнотами и записывали все, что скажет режиссёр. Тот объяснял актёрам, что те должны работать как музыканты – дали задание, тут же исполняй, причём при всех. Так работать для артиста невообразимо тяжело: "Ведь если я начинаю делать в присутствии людей, то я уже начинаю думать о том, как это сделать перед публикой, потому что собравшиеся вокруг люди для актёра – зрители. А вот если бы их не было, и была возможность раз-два попробовать с режиссером наедине что-то создать, и на третий, глядишь, что-то получилось бы". Но Эфрос был непреклонен. Петренко не вытерпел и сказал, начиная делать мелкие дроби: "А теперь повторите так же!" Эфрос начал было повторять, но тут же запнулся – движения были неловкие и неумелые. "А теперь дома попробуйте повторять это движение и доводить его до совершенства", - сказал Петренко. Эфрос, конечно, был вне себя. Петренко пришлось уйти. "Запомните! – кричал ему вслед Эфрос. – Не вы ушли, а я вас выгнал!" Последнее слово было за артистом, обернувшимся к режиссёру: "Жаль, что интеллигентный человек ведёт себя так невоспитанно". Артист переходил с одних подмостков на другие, призаваясь, что всегда придерживался принципа "лучше немного и толково, нежели всеядно". Как Петренко советы Вольфу Мессингу давал Когда Элем Климов стал работать над "Агонией", то семь лет бегал-собирал по инстанциям документы для разрешения съемок и утверждения Петренко на главную роль. И вот, когда были собраны все бумажки, то режиссёр позвонил Петренко, предчувствуя с восхищением ответ артиста. Но Петренко ответил сдержанно: "Я хочу увидеть, что это за работа. Покажите мне. Пока не покажите, сниматься не буду". Конечно, это была шутка. Но Климов поверил и разразился громом на артиста. На что Алексей ответил, смеясь: "Да, я думал, у вас крепче нервы". Алексей Петренко в роли Сталина. Фото: imageban.ru Артисту в этом фильме дали роль главного персонажа – Григория Распутина. Права на фильм были проданы за рубеж: картину увидели во Франции, Италии и Америке. На советский экран "Агония" вышла лишь в 1985 году. Кроме Петренко ключевых персонажей в нём сыграли Анатолий Ромашин, Алиса Фрейндлих и Леонид Броневой. Алексей Васильевич точно передал непростой характер Распутина. А фильм получил множество наград, в том числе Гран-при фестиваля "Золотой орёл". В то же время Элем Климов познакомил артиста со знаменитым экстрасенсом Вольфом Мессингом. Они беседовали наедине почти два часа. О жизни, работе. Мессинг пожаловался на больные колени. Петренко дал рецепт гипнотизеру: "Берете два лопуха, смазываете медом коленки, прикладываете лопухи, обматываете марлей. Наутро снимаете". Мессинг, очевидно, прибегнул к совету и сутки спустя попросил приехать в гости режиссера и артиста, и подарил им фотографию с именной подписью на памятью на латыни и на русском. Плеяда сильных характеров Алексея Петренко звали режиссёры на роли, где требовалось сыграть сильные личности. Сама фактура артиста, казалось, просила сыграть Ивана Грозного и Сталина, Петра Первого и атамана Платова – личностей, ворвавшихся в историю, как он в свое время влетел на подмостки театра и экраны кино. В его фильмографии очень много ролей генералов, однако, там, где нужно было сыграть тонкую натуру, войти в быт художников и учителей – с той задачей актёр справлялся ничуть не хуже. Его последние роли – это участие в фильмах "Похороните меня за плинтусом", "Ветка сирени", "Ёлки", "12". Артист ушёл из жизни в прошлом году 22 февраля на 79-м году жизни, оставив плеяду образов – более 80 ролей в театре и кино.

Сегодня исполняется 80 лет со Дня рождения народного артиста России Алексея Петренко
© Ревизор.ru