Войти в почту

Топ-7 фильмов про виртуальную реальность

Новый фильм Спилберга "Первому игроку приготовиться" уже вышел на экраны кинотеатров. Так как тема киберпанка, VR мне всегда была интересна, то я на него сходил и остался разочарован. Кроме многочисленных отсылок, которые являются главной фишкой, и мельтешащей компьютерной графики, я в нём ничего не увидел.

Топ-7 фильмов про виртуальную реальность
© DTF.RU

Я давно хотел составить список научно-фантастических фильмов про виртуальную реальность, которые меня больше всего зацепили. Рад, что наконец для этого появился повод. (Нет, Матрицы и Трона тут не будет)

7. Газонокосильщик - The Lawnmower Man (1992)

Классический киберпанк про виртуальную реальность, злые корпорации, маленького человека и всё прочее. Содержит кучу сцен ставших культовыми, от неуклюжей компьютерной графики, до разнообразных жанровых клише, которые на тот момент ещё и не были клише. Смотреть строго при желании словить ностальгический приступ.

6. Нирвана - Nirvana (1997)

Если имя Кристофер Ламберт вам что-то говорит, то вы уже должны были посмотреть этот фильм. Если нет, то приготовьтесь к довольно экзотическому "фрукту", в котором смешана эстетика западной и восточной культуры, и смелых визуальных приёмов. Фильм показывает нам точку зрения создателя виртуальных миров. Что будет, если погрузиться в собственное творение полное багов? Как остаться человеком играя роль "персонажа"? Все эти и многие другие вопросы возникают при просмотре "Нирваны".

5. Странные дни - Strange Days (1995)

Превосходное жанровое кино-предупреждение. Бигелоу взяла все страхи, патологии, которые проявились в начале конца 20 века и выпустила ленту, в которой довела их до критической ситуации. Общество, показанное в фильме гораздо более аморальное и преступное. Товаром становятся чужие воспоминания, которые люди используют для удовлетворения своей неполноценности. Тем не менее остаются люди, сохраняющие чувство эмпатии, но чем дальше к концу, тем более призрачными становятся их шансы на успех. Не люблю жанровые фильмы, но здесь всё сделано настолько вручную, что получаешь огромное удовольствие при просмотре.

4. Авалон - Avalon (2001)

Неожиданное открытие. Фильм, который по всем признакам на две трети снят как жанровое фантастическое кино и начинается стандартнее некуда: про попытки главной героини сломать систему - "выбраться из игры" (только маски Гая Фокса не хватает). Продолжается как попытка сломать границы жанра самого фильма, и заканчивается как попытка человека выйти за границы реальности. Довольно смелая концовка, товарищ Осии. И пусть не будет больше спойлеров.

3. Экзистенция - eXistenZ (1999)

Если Авалон фильм про трансцендентальные границы сознания, то Экзистенция - ...догадайтесь про какие. Если обозначить границы жанра, то это био-панк, более узкого жанра пожалуй не придумаешь. Однако матрица "уровней" сознания, в которые погружаются игроки "экзистенции" заставляет задуматься об обратном. Опять мы погружаемся в видеоигру, опять мы переходим от одного уровня на другой. Но если в Авалоне целью было выбраться, в Экзистенции целью является погрузиться как можно глубже.

2. Когда наступит конец света - Until The End Of The World (1991)

Рекомендую именно трёхсерийную версию, так как этот фильм сочетает не только киберпанк с налётом виртуальной реальности но и старое доброе road-movie. Герои буквально исколесят пол света включая нашу родину. Фильмы Вендерса всегда запоминались мне тёплой (ламповой) атмосферой. Этот фильм всеми своими элементами создаёт необыковенную степень погружения. Замечательные актёры: Уильям Хёрт, Сэм Нил, Макс фон Сюдоф, Сольвейг Доммартин и множество второстепенных актёров создают впечатления живых людей на своих местах. Весь мир, находящийся на грани катастрофы, выглядит настоящим несмотря на налёт футуризма, а чувства и эмоции буквально витают в воздухе и передаются через меланхоличные мелодии, которыми наполнен фильм. Если вкратце описывать синопсис, то это путешествие в поисках надежды, которую олицетворяют людские воспоминания и сны.

1. Дикие Пальмы - Wild Palms (1993)

Как любое тяжеловесное произведение, претендующее на внимательное изучение, Дикие Пальмы начинаются медленно, чтобы погрузить зрителей в довольно запутанную, конспирологическую историю. Повествование погружает очень сильно несмотря на бульварную подачу, которая тем не менее была в то время свойственна даже таким мастодонтам сериалов как Твин Пикс. К концу первых двух сдвоенных серий история даже начинает отдавать нудятиной. Киберпанк в них носит довольно номинальный характер, мир сериала по большей части ничем не отличается от нашего. Впечатление это ложное так как начиная с третьей серии события ускоряются в геометрической прогрессии, начинаешь замечать, что тот "номинальный" киберпанк становится всё более и более "диким".

Не буду забегать вперёд, но в какой-то момент абсурдность происходящего выворачивает ваше сознание наизнанку, и постепенно сносит крышу. Где-то с третьей, четвёртой серии приходит осознание, что такого сложного высказывания относительно иллюзорности нашего восприятия реальности ты даже в литературе не встречал. Но это всё субъективизм. Не гарантирую, что сериал может произвести на вас такое же впечатление, но досмотреть до четвёртой серии стоит.

Для сведения: писатель Уильям Гибсон, который является автором термина "киберпространство", сыграл эпизодическую роль в одном эпизоде.