Войти в почту

Назад в СССР

Когда на второй день фестиваля показывают настолько неполноценное кино, как «Лето» (Россия) и «Судный день» («Yomeddine», Египет), всякое представление о благородном соревновании быстро испаряется. Предполагается, что вначале показывают самый интересный материал, чтобы к первым выходным — самому напряженному времени — всеобщий интерес был уже подогрет. Но если то, что я увидел — самый интересный материал фестиваля, то все очень плохо. «Лето» Кирилла Серебрянникова воссоздает рок-эпоху СССР 1980-х годов в Ленинграде. В центре — группа «Зоопарк». Сбивчивое повествование концентрируется на фигуре ее лидера, Майка Науменко (Роман Билык), крутого парня в темных очках, и на фигуре его жены Наташи (Ирина Старшенбаум), а также на истории их знакомства и отношений с Виктором Цоем (Тео Ю). Персонажи упоминают тех, кто оказал на них огромное влияние, — Sex Pistols, Velvet Underground, Дэвид Боуи, T. Rex, — однако в самой их музыке ничто на это не указывает. То, что они играют, лишено глубины и самой сути настоящего рока. Неясный по своей структуре, фильм содержит уж слишком много музыкальных представлений, есть и совсем тягостные, в которых известные песни, например «Psycho Killer» или «Perfect Day», соединяются с русскими песнями. Еще мне интересно, какие были мотивы у членов жюри, когда они включали в программу фестиваля египетский фильм «Судный день», дебютную работу режиссера А.Б.Шоуки (A.B.Shawky). В нем главный герой, Бешей, болен проказой и живет на свалке посреди пустыни. В психиатрической больнице умерла его жена, и он решает ехать разыскать свою семью. Вместе с мальчиком-сиротой, которого зовут Обама, Бешей отправляется в путешествие на разваливающейся телеге. Его осел умирает посреди дороги, и странники продолжают путь на других транспортных средствах. В фильме, прежде всего, надо привыкнуть к язвам главного героя (реальным, ведь актер не был загримирован). Начиная просмотр фильма, будьте готовы к тому, что в нем звучит высокопарная музыка и он полон назидания (как в «Человеке-слоне» Дэвида Линча, где главный герой кричит: я человек!). Можно предположить, что начинающий режиссер Шоуки, выходец из обеспеченной и привилегированной египетской семьи, изучавший кино в Нью-Йорке, своим фильмом попытался искупить социальную вину своего сословия. На самом же деле мотивом жюри послужило то, что Шоуки привнес на фестиваль необходимую долю третьего мира. А как же хорошее кино?

Назад в СССР
© ИноСМИ