Войти в почту

Адриана Кьеза ди Пальма: «Я доказывала свое право быть в профессии вопреки сексистским взглядам»

Адриана Кьеза ди Пальма – имя хорошо известное в среде кинематографистов. Про таких женщин говорят «self-made woman» - она с нуля построила успешную карьеру кинопродюсера и заслужила уважение мэтров: Бернардо Бертолуччи, Микеланджело Антониони, Никиты Михалкова и многих других. Мы встретились с Адрианой во время её визита в Россию на Московском Международном кинофестивале, где она лично представила документальную картину «Вода и сахар: Карло ди Пальма, все оттенки жизни». Это фильм-биография легендарного оператора Карло ди Пальма, мужа Адрианы, который ушел из жизни в 2004 году. Эмоциональное кинопутешествие в самый великий период в истории итальянского кино впервые было представлено на 73-й Венецианском кинофестивале. Весной этого года картину оценили и московские зрители. Адриана Кьеза Ди Пальма выступила продюсером фильма. И кто, как не она, могла так тепло и эмоционально рассказать историю жизни именитого оператора и своего любимого мужа. Адриана, глядя на вас, и в голову не придет предположить, что вы занимаетесь продюсированием. Эта профессия требует жесткости, стального характера, напора и считается традиционно мужской. Я же перед собой вижу очаровательную и улыбчивую итальянку. Как вам удается оставаться женственной в суровых реалиях кинобизнеса? Скажу честно, в течение всей своей карьеры мне приходилось прикладывать гораздо больше усилий, чем если бы я была мужчиной. Мне нужно было доказывать свое право быть в профессии наперекор сексистским взглядам. И это сложно. В обычной жизни я, например, никогда не повышаю голос. В профессии необходимо кричать, чтобы быть услышанной. Это противоречит моей женской натуре, но что поделать. В противном случае, я бы просто не зарекомендовала себя. В профессии необходимо кричать, чтобы быть услышанной. Это противоречит моей женской натуре, но что поделать. В последний год много разговоров ходит вокруг темы харассмента. Как вы относитесь к вопросу ущемления прав и свобод женщин в сфере кинематографа? Конечно, я против проявления насилия по отношению к женщинам. Но в то же время я против распространения ложных слухов. Вы возможно удивитесь, но я не подписала петицию движения #MeToo. Мне кажется оскорбительным заявлять о дискриминации по половому признаку. «Женщина на высших государственных постах - это норма, а не нонсенс!», - кричат некоторые лозунги. Нет, такая формулировка ошибочна. Я считаю, что в правительстве должен быть только тот, кто этого заслуживает, - и не важно, женщина ты или мужчина. Важно, какой ты профессионал. Так же и в других сферах. Фотография: DR Адриана Кьеза ди Пальма Какое влияние ваш муж, Карло Ди Пальма, оказал на вас, как на кинопродюсера? В эту профессию я пришла задолго до знакомства с Карло. У меня уже была собственная компания «Адриана Кьеза Интерпрайзис» и огромный опыт работы в сфере продакшена и международной дистрибуции кинокартин. К моменту встречи с Карло я спродюсировала 5 или 6 фильмов. Но, безусловно, муж открыл для меня новые перспективы. Я видела его работу изнутри – видела, как много усилий он прикладывает, как взаимодействует с режиссерами и сценаристами, как творит, как трепетно относится к свету в кадре. Ведь порой именно свет может стать полноценным героем фильма – он создает особую атмосферу, может сделать человека красивым или, напротив, ужасным. Картина «Вода и сахар» - это, своего рода, его творческая биография? Не только. Наше кино о нем, как о человеке вообще. Мы показываем становление Карло, рассказываем о тех факторах, которые повлияли на его жизненный путь. Он ведь из скромной семьи, его мать торговала цветами. А в итоге стал очень важной персоной в мировом кинематографе. Карло любил свою работу. Я очень надеюсь, что наш документальный фильм сможет вдохновить молодых людей верить по-настоящему в свое дело, страстно им гореть. Откуда такое название – «Вода и сахар»? Это очень интересно! У матери Карло был цветочный киоск на одной из площадей в Риме в рабочем районе. Она воспитывала еще шестерых детей. Когда родился Карло, мать клала его в корзину и везла с собой на трамвае в киоск. Если на улице было дождливо, ребенка приходилось оставлять кондуктору. Трамвай шел по кругу и возвращал Карла обратно его матери после примерно двухчасового маршрута. Когда малыш начинал плакать, кондуктор выходил в ближайший бар и покупал ему воду с сахаром, и тот успокаивался. Мне эта история показалась очень трогательной. В фильме о вашем муже вспоминают именитые режиссеры, в том числе Бернардо Бертолуччи. Вообще, Карло при жизни был очень дружен со многими корифеями кинематографа. Я знаю, что в ваш дом был вхож Вуди Аллен… Вуди Аллен – это полноценный член нашей семьи, мы знакомы 30 лет. Он мне как брат! Вуди – гений, он великий кинематографист, и этого никто не может отрицать. В жизни он очень эмоциональный, заботливый. Когда они встречались с Карло на съемочной площадке – это была фантастическая комбинация. И знаете, что я вам скажу? Вуди точно такой же, каким вы его представляете, глядя его фильмы. С Бернардо Бертолуччи мы тоже хорошо знакомы. Он экстраординарная личность. Иногда я даже стесняюсь, находясь рядом с ним. От Бернардо буквально исходит величие – он над всем мирским, он над банальностью, он над посредственностью. И он крайне избирателен в людях. Для меня Бернардо - великий маэстро культуры. Всей культуры – не только кино. Фотография: DR Адриана Кьеза ди Пальма с мужем Карло ди Пальма и Вуди Алленом Ваш фильм – это своеобразный экскурс в золотой период итальянского кинематографа. А как вы оцениваете нынешнее состояние индустрии в Европе? К большому сожалению, сегодня фильмы имеют низкий бюджет и производятся за очень короткий период. Кроме того, сейчас принято снимать на цифровые камеры. Я не консервативна. Да, при цифровой съемке вы можете легко добавлять эффекты, запросто менять цвета… Но это не то же самое, что снимать на плёнку. Посмотрите, например, фильм «Красная пустыня» Микеланджело Антониони – глубина, оттенки цвета, иной способ показать характер героя и пространство в кадре… Увы, сегодня кинематограф сталкивается с проблемами бюджета. Продюсеры больше задумываются о финансовой части, а не о том, насколько качественным получится продукт. Мы теряем историческую ценность сложившихся традиций. Я надеюсь, что есть школы, которые помогут молодым людям понять, что значит хороший кинематограф - с профессиональной плёночной камерой, с выставлением света, с созданием особой атмосферы для каждой сцены. Мне кажется, и сама культура похода в кино сейчас несколько утрачивается. Появились домашние кинотеатры. Многие смотрят фильмы на планшетах и в смартфонах... Я не знаю, как объяснить новому поколению, что фильмы нельзя смотреть в одиночестве. Это же совершенно другое! Вы должны собираться вместе в большом зале и полностью концентрироваться на том, что происходит на экране, и ни в коем случае не отвлекаться на что-то другое. Кино - это социальный контакт, это диалог, это место объединения!