Войти в почту

Пришло «Лето» Кирилла Серебренникова — гимн творчеству и свободе

Виктор Цой и Наталья Науменко заходят в трамвай с чашкой кофе для Майка — солиста группы «Зоопарк». Неожиданно все пассажиры начинают петь песню The Passenger Игги Попа. Всеобщее счастье прерывает герой, именуемый скептиком, который констатирует факт, что ничего этого не происходило на самом деле. На экранах черно-белый фильм находящегося под домашним арестом Кирилла Серебренникова — «Лето». Playboy убедился, что кинолента вовсе не о Цое или Науменко, а о настоящей свободе, которой у них (и не только) не было. Поэтому мы не будем говорить об актерской игре или режиссуре (почти) — только о чувствах. Здесь и далее кадры из фильма «Лето» С первых мгновений зритель знакомится с тем самым рок-клубом, откуда стартовали и «Зоопарк», и «Гарин и гиперболоиды», которые позже станут культовой группой «Кино». В этом ленинградском «месте силы» Наталья Науменко пытается поддержать своего мужа Майка, достав плакат с большим сердцем на нем. Акция быстро сворачивается по настоянию «третьих лиц», но наслаждаться музыкой поклонникам помешать не сможет никто. Никакие режимы, строи и «занавесы». Эту идею и будет доказывать Серебренников и его герои на протяжении всего пусть и короткого, но яркого лета. Конечно же несмотря на то, что оно черно-белое. Возникает ощущение, что Игги Поп, Боб Дилан, Лу Рид, да и сам Цой писали музыку специально для «Лета» Кто его таким сделал, можно только догадываться, но вопрос в другом — как в таком случае жить? Музыкой и драйвом. Неслучайно Рома Зверь, исполнивший роль Майка Науменко и спевший песни «Зоопарка», и Герман Осипов из тех же «Зверей» получили награду в Каннах за лучший саундтрек. При просмотре возникает ощущение, что Игги Поп, Боб Дилан, Лу Рид, да и сам Цой писали музыку специально для «Лета». Настолько органичным саундом за последние годы может похвастаться только «Ла-Ла Ленд», но то — мюзикл, а «Лето» — серьезное драматическое кино, хоть и с музыкальными вставками, которых в жизни не было. Об этом каждый раз нам напоминает персонаж Александра Кузнецова, именуемый другим скептиком. Именно в его голосе и слышится «друг Кирилл». Таким образом режиссер ведет четкую драматическую линию, не превращая свой фильм во что-то нереальное. Несмотря на все доработки правды, продиктованные особенностями байопического жанра, хочется верить, что так и жил в те времена (то есть в начале 80-х) талант, что он мог развиваться и в «границах дозволенного». И особенно забавно «Лето» рифмуется с сегодняшними условиями, где в полноте насладиться лентой не получится. В фильме очень много ненормативной лексики, которая, к слову, очень к месту, ведь во многом такая брань и рисует эпоху и ее людей. Но мата в кино вы не услышите — закон запрещает, даже при рейтинге 18+. Остальные аналогии можно описать емкой фразой, произнесенной в самом «Лете»: «Армия, семья, дети, алкоголизм, потеря смысла жизни — что еще у нас в стране может произойти с человеком?..» Однако на все можно закрыть глаза, если верить в творчество и его бесконечность, чем и занималась ленинградская культурная тусовка 80-х и что так замечательно показал в своем фильме Кирилл Серебренников.

Пришло «Лето» Кирилла Серебренникова — гимн творчеству и свободе
© PlayboyRussia.com