Войти в почту

«Фильм Серебренникова про Цоя не создает миф, а лишь дополняет давно существующий»

«Увидеть самую скандальную ленту этого года мне удалось на специальном показе фильма Кирилла Серебренникова «Лето», который прошел в кинотеатре «Монитор Красная Площадь» (Краснодар). Примечательно, что российская премьера фильма также состоялась на Кубани, а 2 июня она открыла фестиваль «Кинотавр» в Сочи. Впрочем, куда важнее оказалось участие в другом фестивале, проходящем на другом приморском курорте. Само попадание в программу Каннского конкурса (как, например, и оскоровская номинация) – это уже знак качества. Он как бы говорит о том, что создатели фильма перешагнули границы отечественного кино и признаются за равных представителями мировой киноиндустрии. А уж победа в какой-то из номинаций в Каннах – это билет в высшую лигу киноиндустрии. Даже если выигранная номинация – «Лучшая музыка к фильму», как у серебренниковского «Лета». Впрочем, для многих наших соотечественников попадание в каннскую программу фильма находящегося под следствием режиссера как пример ангажированности. Мол, Серебреникова позвали на кинофестиваль Канны, поскольку у него уголовные проблемы с российскими властями, нелюбимыми Западом. Да и пропагандируемая им эстетика – это прогнившие с точки зрения российских патриотов западные ценности. В свою очередь, восторженные поклонники режиссера в коРусское национальное единство *запрещены в РФ">рне с этим не согласны. Хотя, безусловно, позиционирование Серебренникова в качестве жертвы российского режима (которое наблюдалось в тех же Каннах) несло вред Серебренникову режиссеру. Ведь внимание к мученику выглядит куда слабее, чем внимание к заслуженному мастеру. Впрочем, лично я хотел бы абстрагироваться от личности самого Серебренникова, сосредоточившись на его ставшим скандальным фильме. Но не откажу в себе в удовольствие и разберу те претензии, которые предъявлялись к ленте до ее выхода на широкий экран. Интересно насколько оправдались претензии критиков. И насколько овчинка скандала вокруг «Лета» стоила выделки. (Не) Достоверность Одна из первых сцен фильма показывает, как молодые Виктор и Леонид (прототипом которого является Алексей Рыбин) приходят знакомиться с Майком Науменко, который в окружении друзей рядом с соснами на морском берегу исполняет песню «Лето». Любой хоть сколько-либо осведомленный поклонник творчества групп «Кино» и «Зоопарк» знает, то эта песня имеет неформальное название «Песня для Цоя», написана она была как дружеская пародия на творчество Виктора уже в период их активного общения. Собственно, одно это хорошо свидетельствует, что сценаристы и режиссер подгоняли под сюжет ленты реальные факты биографии рок-артистов, выкладывая из них причудливую мозаику сценария. Взяв их за основу детали жизни реальных людей, создатели смешали их со своими фантазиями, в итоге создав вариацию на тему бунтарской моды и поиска свободы. Так и одна из главных сюжетных линий – роман Цоя и Натальи Науменко – это некая сильная спекуляция на воспоминаниях смой Натальи, ранее рассказавшей о легком флирте между ней и музыкантом. Любовно-дружеский треугольник между Майком, его женой и Виктором Цоем – это одна из главных деталей композиции фильма «Лето», на который сделали ставку создатели. Примечательно, что в современных условиях обязательно нужно вводить в претендующий на популярность фильм любовную линию, даже если реальные герои прошлых эпох в настоящей жизни умудрялись обходиться без мелодраматических разборок. Теперь же без этого зрителя в кинотеатр не заманишь. Слабое соответствие реальным событиям и раздутый до огромных романов флирт – главная претензия, которую создателям фильма предъявляют друзья и знакомые Цоя. Примечательно, что автор «перенасытил» ключевые события становления Цоя Майком, убавив значение других его знакомых. Например, некий Боб появляется только в середине фильма. И с места в карьер начинает продюсировать альбом Виктора. В то же время, как его прототип – Борис Гребенщиков по канонической версии как раз и стал тем, кто вывел Цоя на большую сцену. Сведена до минимума в фильме и роль Марьяны, тогда, как реальная Марьяна Цой была одной из главных женщин в жизни Виктора. Впрочем, сама постановка претензий о недостоверности киноленты реальным событиям кажется несколько странной. Серебренников снял именно художественное кино, подчеркивая, что его не документальный характер. Поэтому упреки во лжи и осквернении памяти Цоя и Майка выглядят как-то странно. Все-таки времена «соцреализма» у нас давно прошли и свободу авторского выражения (при соблюдении правил приличия и морали) в стране никто не отменял. Если кому-то не нравится вольная трактовка жизни рокеров, то можно просто не смотреть кинокартину. Фильм Серебренников про Виктора Цоя не создает миф, а лишь дополняет уже давно существующий. Поэтому какие-то упреки в мифотворчестве кажутся излишними на фоне того, что сама персона Виктора стала мифологичной еще при его жизни. (Не) Секс Еще одной главной претензией, предъявлявшийся к фильму еще до его выхода, была вульгарность его содержания, акцентирование на сексе и даже гомосексуальные связи, которые якобы создатели изобразили между персонажами Цоя, Науменко и почему-то Айзеншписа и Георгия Гурьянова. Откуда критики взяли Айзеншписа и Гурьянова – сказать сложно. По сюжету их нет и быть не должно. Ведь лента повествует о ранних годах становления Цоя как музыканта. Как такового секса в фильме не показано вообще. «Гуляем, целуемся, держимся за ручку», – так в ленте Наталья описывает отношения с Виктором своему мужу. «Клубничка» здесь ограничивается жаркими поцелуями одетых Цоя и Натальи Науменко, да несколькими показанными размытыми сценами пляжного нудизма друзей главных персонажей. Нет в отношениях главных героев и обещанного критиками сцен гомоэротизма. Единственный эпизод «про это» – короткий поцелуй двух девушек на одной из вечеринок. Еще кого-то из случайных прихожих в фильме на бегу целуют дурачащиеся панки. Но обвинять их в «этом самом» также нелепо, как обвинять Брежнева и Хонеккера. Оригинальность Пожалуй, одно из главных достоинств ленты – это то изящество, бунтарство изысканность, с которыми сделан данный фильм. Не соглашусь со звучавшим среди профессиональных кинокритиков мнением, что это лучший фильм Серебренникова (по драматургическим качествам и глубины поднимаемых проблем он уступает его более ранней работе «Изображая жертву»). Но, безусловно, это самый красивый фильм режиссёра. И один из красивейших отечественных фильмов последнего времени, формат и качество которого отчасти напоминают «Стиляг» Тодоровского (такая же красочная вариация на историческую тему в формате мюзикла). Серебреникову удалось из явно слабого сценария сделать довольно мощный, яркий и насыщенный фильм. Свою роль в этом сыграла визуальная составляющая с элементами анимации и музыкальными постановками, когда кино превращается в сюрреалистический мюзикл, где поют не только сами персонажи, но и случайные прохожие. Кстати, часть звучащих песен – это рок-хиты западной сцены 80-х. Однако исполняются они в антураже советской эпохи. Одним из инструментов режиссера стала работа с цветом. Большая часть фильма – черно-белая. Но цветные вставки и разукрашенная анимация усиливают отдельные фрагменты. К этому можно добавить оригинальный монтаж и эффекты дополнительной реальности, периодически мелькающие в картине. Примечателен и персонаж критика, который на протяжении фильма ломает четвертую стену между миром зрителей и миром героев. В целом несмотря на поднимаемые проблемы, фильм получился симпатичным, не давящим и легким для восприятия. И в таком виде завёрнутая в формат авангардного мюзикла романтическая лавстори рассчитана на популярность у широкой публики. Каких-то глубинных тем и проблем здесь не понимается – это действительно лента о лете, молодости и свободе (в любовном и творческом поиске). Примечателен и актерский состав. Выбор на роль главных актеров Ромы Зверя, Тео Ю и Ирина Старшенбаум может показаться странным. Но в итоге получилось вполне неплохо, даже несмотря на некоторую физиономическую несхожесть актеров и играемых ими персонажей. Ожив на экране, они выглядят гармонично. Отдельно хочется отметить сыгравшего Гребенщикова Никиту Ефремова и исполнившую роль Марьяны Маринуа Маныч. Вот они то двое как раз отлично походят на своих прототипов. Жалко только, что роли небольшие. В целом можно согласиться с мнением, что «Лето» Кирилла Серебренникова – странная сказка с несчастливым концом» Красивая сказка, оставляющая удовольствие при просмотре и что-то в душе после выхода из зала. Впрочем, это также повод еще раз вернуться, к творчеству и биографиям любимых рок-музыкантов, чтобы еще раз попытаться понять – что же там было на самом деле, в этой наэлектризованной атмосфере Ленинграда 80-х, подарившей нам столько звезд, одна из которых – по имени Солнце.

«Фильм Серебренникова про Цоя не создает миф, а лишь дополняет давно существующий»
© РИА "ФедералПресс"