Войти в почту

Лживое «Лето» 2018-го

Фильм «Лето» — полный провал. Почему? Во-первых, кастинг. Визуально в гриме, Рома Зверь, конечно, похож на Майка Науменко, как и любой кореец — на Цоя. Но у исполнителей главных ролей не было главного, что есть у звезд русского рока — яиц и драйва. Эти парни жили на сломе эпох, рубились против Системы, дрались с гопниками, люберами и ментами, записывали песни, которые были гимнами целого поколения и которые поют и современные подростки. Сравните реального Цоя в «Игле» Нугманова и Те Ю, который играет его у Серебренникова. Виктор — суровый русский самурай, Те Ю — застенчивый хипстер. Та же история с Майком. Рома Зверь — смазливый провинциальный птушник. Майк Науменко, несмотря на свой алкоголизм, был одним из главных аристократов и интеллектуалов Ленинградского рок-клуба. Его должен был играть актер с породистой внешностью. Единственная удача по кастингу — исполнительница роли жены Цоя, Марьяны. Красивая девушка, очень похожа визуальна. Только вот роль эпизодическая, и Марьяна почему-то показана хватким дельцом, которая взяла Цоя в оборот, хотя она стала подлинной музой Виктора, именно с ней он записал лучшие свои альбомы. Во-вторых, сюжет. Непонятно почему генеральной линией стал любовный треугольник Майк — жена Майка — Наталья и Цой. В целом — это миф. На начальном этапе карьеры Цой дружил с Майком и был под его влиянием, но в дальнейшем его намного больше опекал БГ, именно с «Аквариумом» были записаны первые альбомы «Кино», ибо первый состав группы играть особо не умел) Романа Цоя с женой Майка тоже не было, они просто дружили и общались. Весь рок-клуб был тогда большой семьей. Плюс в описываемый период, Кино были неплохой, но не выдающейся группой, игравшей акустический панк-рок для молодежи. Гораздо интереснее было бы показать роман с Марьяной и золотую эпоху Кино, когда собрался классический состав и были записаны «Группа Крови», «Звезда по имени Солнце». Когда Цой из питерского кочегара стал гением и суперзвездой. Да и биография Науменко заслуживает нескольких крутых фильмов. В-третьих, очевидно, что Серебренников пытается экстраполировать историю питерских рокеров 80-х на сегодняшние реалии оппозиционной богемы. Типа тлен, безысходность и творчество в стол, давление Системы. Но он упускает важную вещь, Науменко или Цой никогда не сказали бы «эта страна». Практически все нормальные русские рок-звезды (исключая петуха Макаревича), четко разделяли государство и Родину. Они обличали прогнившую советскую систему, но они любили свою страну, черпали вдохновение в ее истории и культуре. Не случайно, после крушения СССР Летов, Кинчев, Ревякин, Скляр отстранились от либерального крыла богемы и явили отчетливую национал-патриотическую гражданскую позицию в своем творчестве. И еще, в отличие от русского рока, сегодняшняя либерально-оппозиционная богема бездарна и бесплодна, они не могут созидать, это исключительно культура комментария и репоста, а не культура творчества. В-четвертых, фильм довольно посредственно снят. Врезки анимированных музыкальных номеров с персонажем Скептиком — просто убожество. Очень часто театральные режиссеры типа Серебренникова и Вырыпаева, дорвавшись до разнообразного технического инструментария кино после ограниченности визуальных средств театра, начинают по-детски играться с видеоэффектами и получается полная херня, типа Кислорода Вырыпаева, напоминающего дипломник переевшего кислоты выпускника ВГИКа. Собственно, единственный крутой фильм Кирилла, «Изображая жертву», скорее всего получился случайно и выехал за счет крутейшего сценария и диалогов талантливых драматургов, братьев Пресняковых. В общем, вместо фильма про Цоя и Науменко получился фильм про тусовку современных либеральных хипстеров, которые разыграли ролевик про русский рок. Пересмотрите лучше гениальную «Иглу» Рашида Нугманова с Цоем и Мамоновым. Или «Ассу» Соловьева. Между тем Рома Зверь, как вы знаете, получил приз в Каннах за лучший саундтрек. При этом саундтрек «Лета» состоит исключительно из оригинальных песен Цоя, «Зоопарка», T-Rex, Clash, Talking Heads, Billie Joel. Я правильно понимаю, что, если я нарежу книжку из отрывков Лермонтова, Достоевского, Толстого и Бунина, то есть неплохая перспектива получить Нобелевку по литературе?

Лживое «Лето» 2018-го
© Ридус