Войти в почту

Алексей Смирнов: Во время подготовки я чуть не умер от страха!

Психологический триллер из 12 серий "Садовое кольцо", притянувший миллионы зрителей к экрану телевизоров (не в prime-time), в мгновение стал сенсацией телевизионного сезона и достойным художественным событием Первого канала. "Садовое кольцо", как и предыдущий сериал "Частица вселенной", – ассоциируется с именем Валерия Тодоровского. И только. Но Валерий Петрович не режиссер сериалов, а продюсер, обладающий безупречным чутьем и вкусом. Режиссер "Садового кольца – Алексей Смирнов, сын известного актера и режиссера Андрея Смирнова. На момент съемок ему исполнилось 23 года. Фото: sobaka.ru Не удивляйтесь, Алексей, но наш разговор я начну не с Ваших родителей, хотя и об этом поговорим, а с Анны Козловой, автора сценария "Садового кольца". Прежде, чем Вы приступили к съемкам сериала, знали ли Вы о ее существовании, о сериалах по ее сценариям, о романах? – Дина, слава Богу, что не с родителей, низкий Вам поклон. Надоело вусмерть. До фильма я не был знаком с Анной, за вычетом "Краткого курса счастливой жизни" (сериал Гай Германики по сценарию Козловой, лауреат ТЭФИ – прим. автора), который мне запомнился своей искренностью, жестью и героями, которых несмотря ни на что – любишь. То есть это Ваше кино? – Это хорошее кино. Не могу сказать, что прямо "мое", потому что изобразительно предпочитаю совсем другие фильмы. Но это вкусовщина. Александр Яценко в роли режиссера Егора Мячина "Оттепель". Фото: theallexbekk.livejournal.com Как Вы узнали о запуске "Садового кольца"? С чего началось? – Узнал от сестры Аглаи, редактора "Мармотта" Тодоровского. Она сказала, что отличный сценарий, а режиссера никак не найдут. У меня ничего за плечами не было, соответственно нечего было терять. Пришел к Тодоровскому (мы тогда не были знакомы), вдохновился тем, как Егор Мячин из "Оттепели" пришел пьяным на худсовет и получил картину. Альфред Хичкок сказал: "Есть три главные составные части фильма – сценарий, сценарий и еще раз сценарий". А по мнению Малколма Макдауэлла, "великих сценариев не бывает — великими бывают лишь фильмы". Что Вам ближе? – Не вижу, как одно противоречит другому. Сценарий не существует без фильма. Фильмы без сценария существуют, но, как правило – это редкостное дерьмо. Исключения, впрочем, бывают – очень рекомендую фильм "Сауна" режиссера. Анти–Юсси Аниллы. Мария Голубкина "Садовое кольцо". Фото: ruskino.ru Спасибо. Посмотрю. А Вы не пробежали глазами, любопытства ради, роман Козловой "F20", откуда в сериал перекочевали прообразы некоторых персонажей в пограничном состоянии и страдающие шизофренией? – Прочитал с огромным удовольствием! Прекрасный роман. На мой взгляд, выше "Садового" на голову. Не соглашусь, что прообразы общие, общие только диагнозы двух персонажей – абсолютно разных по характеру и поведению. Давайте тогда сравним нашу Лиду с главным героем "Игр разума" – он ведь тоже шизофреник, не так ли? Согласна. А это правда, что Валерий Тодоровский, прежде чем доверить Вам дорогостоящий (и по деньгам, и по душевному вложению) проект, отправил вас, такого молодого, простите, зеленого режиссера (всего–то 23 года) на поиски актеров? – Да я сам попросил только об одном: дать мне снять пробы. Валерий Петрович был настроен скептически, но пробы разрешил. Они ему понравились, но дальше – изнурительные полгода мы делали все новые, проходили проверки, чтобы быть утвержденными сначала Тодоровским, а потом и каналом. Удалось. Вы не поверите, но каждый режиссер, вне зависимости от количества опыта – занимается кастингом. Точно так же кастингом на свои проекты занимается и сам Валерий. Валерий Тодоровский. Фото: www.n71.ru Тут ситуация уникальна именно пробами режиссера – к началу съемок у меня было 5 часов смонтированного материала проб с артистами, снятых в объектах, с оператором картины, и в условиях реальной выработки. Благодаря этому мы были готовы – и к тяжелым производственным условиям, и с точки зрения работы с артистами. С кого, с чего начали? – Начали с Белого. У Толи было около восьми проб, и я очень благодарен ему за терпение. Можно сказать, он был со мной с самого начала, и мы стали близкими друзьями. Валерий Петрович сразу одобрил ваш кастинг? – Разумеется, были споры. Могу сказать – два раза победил Тодоровский, два раза – я. И благодаря каждому из этих споров были приняты лучшие решения для картины. Тодоровский обладает огромным опытом, но при этом – абсолютно честен. Его можно переубедить – если действительно доказать ему делом, а не словом, что так лучше для фильма. Редкое очень качество для продюсера. Анатолий Белый и Евгения Брик в сериале "Садовое кольцо". Фото: stuki-druki.com Кто-нибудь из взрослых, маститых актеров выразил недоумение? Или, признайтесь, Вы прикрывались именем Тодоровского? – Ты остаешься с актером один-на-один и прикрыться нечем. А потом вам три месяца жить вместе. Тут не получится враждовать – камера всегда видит всякие "недоумения". Была некоторая зажатость и у меня, и у нескольких артистов, но мы быстро это преодолели – нам было очень интересно вместе. К тому же, с таким материалом, как сценарий Козловой – любому артисту спокойнее. Алексей, это Вы привели очень молодого оператора Сергея Медведева? Как удалось убедить Тодоровского, что он – лучший? Как прошел его "кастинг"? – Я. И Сереже был 21 год, в то время как мне – 23. Кастинг проходили вместе, плечом к плечу. Ему было непросто – из-за выработки и производственных ограничений, но Тодоровскому он понравился с первого кадра. Для меня Сережа вообще главный человек в кино, и никогда ни с кем я не испытывал такой легкости в работе. За его работу – я всегда более спокоен, чем за свою. Анатолий Белый и Петар Зекавица. Фото: stuki-druki.com Думаю, настоящее чудо, что Тодоровский убедил в наших кандидатурах Константина Эрнста и Сергея Титинкова. Каким чудом ему это удалось, – до сих пор не понимаю, но с первой и до последней минуты Тодоровский стоял насмерть, за что я всегда буду ему благодарен. Какие напутствия получили от Тодоровского – продюсера? – Ему можно было позвонить в любое время суток, посоветоваться по любому вопросу, и, конечно, работая с одним из моих любимых режиссеров в качестве продюсера, я поставил задачу максимально его "съесть". При том, что Валерий Петрович всегда держался очень деликатно и никогда не лез снимать за меня кино, могу сказать, что с этапа проб и до окончания монтажа – я очень многому научился у него. Чему – не скажу, пусть останется со мной. С какой минуты, часа, дня, серии – Вы почувствовали себя абсолютно уверенно? – Отличный вопрос. Во время подготовки я чуть не умер от страха! У нас была прекрасная, опытнейшая команда. И вот сидят на читке люди, у которых за плечами по тридцать картин и далеко не последних, а мне нужно им рассказывать, как делать свою работу. Я закурил даже. А в первый съемочный день стоило сказать мои любимые слова "Мотор, камера, начали!" – отпустило. Почувствовал себя живым, на своем месте. Конечно, абсолютной уверенности нет и быть не может, а то кончится "Предстоянием". Всегда страшно, синдром обманщика и т.д. Но это лучшая работа на свете. Фото: kaztorrents.info Как достигли взаимопонимания со взрослыми, опытными мастерами – Марией Мироновой, Ириной Розановой, Анатолием Белым, Максимом Виторганом, Федором Лавровым, Юлией Ауг, Марией Голубкиной, Евгенией Брик (супругой Валерия Тодоровского)? – Все артисты, которых вы назвали, блестящие профессионалы. Чтобы найти с ними контакт, нужно просто уважать их работу. Думать заранее, что ты от них хочешь, иметь терпение, разбирать, слушать. Многие не понимают, какой это тяжелый физический труд, кажется – выучил слова, и играй, что сложного? Попробуйте пройти под углом 45 градусов, незаметно переступая через рельсы, на нужном моменте поправить костюм, а после этого заплакать на нужной реплике раз десять подряд. Все что нужно, чтобы найти контакт – знать, что ты хочешь, не суетиться и быть честным. Вы прислушивались к мнению артистов? Кто-нибудь из них переиграл свою роль на пользу фильма? – Иногда. Больше всех придумали Максим Виторган, Александра Ребенок и Николай Шрайбер. Еще в подготовке мы занимались разбором, и эти трое артистов внесли неоценимый вклад в свои образы. Ребенок придумала ногти и глотание таблеток, Виторган – перевернуть наоборот всю эволюцию своего героя, Шрайбер – почти все от религиозности до голой задницы своего персонажа. Только портрет Государя все-таки придумали мы с Галкиным, не удержались – уж больно похожи эти двое. Максим Виторган на съемках сериала "Садовое кольцо". Фото: ruskino.ru Какие неудобства испытывали на съемочной площадке? Побаивались кого-нибудь конкретно? – Выработки побаивался. Восемь минут в среднем, значит, что в какие-то дни – четыре минуты, а в какие-то четырнадцать. Четырнадцать – это ад. Это когда можно снять хорошо, но только с большой долей везения. Везло не всегда. По поводу неудобств… Был забавный случай. Заболели уши, а впереди несколько тяжелых ночных смен. Вызвали врача, поставил диагноз – гнойный отит. Ни хрена не слышишь, температура 39, в ушах – вата с антибиотиками. Думал, вот Сережка посмеется, режиссер с бананами в ушах! Приезжаю на площадку, вижу стоит, копается где-то. Окликаю. Поворачивается Сергей, а у него щека чудовищно распухла, тяжелейший флюс. Хохотали до слез. Сколько времени снимали 12 серий? – 78 смен ровно, ни дня переработки. Спасибо гениальному второму режиссеру Ирине Третьяковой. Фото: therussiantimes.com Тодоровский пропустил хоть один съемочный день? – Тодоровский был на съемках трижды: на съемках финала, на тяжелейшей четырнадцатиминутной смене, и как-то просто заезжал повидать свою супругу – Женю. Сидел отдельно, вел себя крайне корректно, советы давал только, если к нему обращались. Но советы – блестящие. И никаких разногласий? Вы хотите сказать, что это ваше кино, а не продюсерское? – Уже ответил про кастинг. Во время съемок и монтажа никаких разногласий не было, разве, спорили из-за финала. Я, конечно, боялся, что он захочет сделать из моего кино – свое, но он оказался настолько уважительным по отношению к чужой работе человеком, умеющим мыслить в рамках чужого замысла, что ничего, кроме неоценимой помощи, я не получил. Кстати, наши "чекины", которые многие отмечают, придумал именно Валерий Петрович. Расскажите о каком-нибудь важном для Вас дне, эпизоде, разговоре… Мария Миронова и Анатолий Белый в сериале "Садовое кольцо". Фото: vokrug.tv – Однажды Марии Мироновой, работавшей на износ, на площадку вызвали скорую. Ей предстояла тяжелейшая эмоциональная сцена – сцена, где Вера находит Илью. Мы хотели прервать съемку, но Миронова, сжав зубы, собралась и блестяще сыграла несколько дублей подряд. Меня поразила ее художественная воля. Был еще случай – в фильме есть сцена в пробке. Денег на перекрытие не было, мы попытались снять в реальной пробке и – ничего не вышло. Страшно расстроились. Тогда Ирина Третьякова, наш второй режиссер, на следующий день подготовила мелом на асфальте боевую формацию всех автомобилей группы, и мы своими силами создали пробку на Третьем Кольце. Женя рыдала в кадре от страха, потому что люди вокруг выходили драться, директор картины Андрей Шабанов чуть не поседел во второй раз, но сняли. Очень счастливый был день. Как Вам удалось в Вашем-то возрасте разобраться, понять, распороть характер каждого героя, довести до скелетного состояния и благодаря этому обнажить таланты Анатолия Белого, Ирины Розановой, Марии Голубкиной, Евгении Брик, Петара Зековицы? Такими мы раньше их никогда не видели. Фото: itogi.ru – Спасибо. Тут отвечу кратко: во-первых, я рос в семье людей, гораздо старших чем семьи моих сверстников. Отец старше меня на полвека, младшая из моих сестер – Аглая – старше на одиннадцать лет, старшая – Дуня – на двадцать два. Это сыграло свою роль. Во-вторых, я очень люблю свою работу. В-третьих, я убежден, что в режиссуре возраст гораздо чаще работает в минус, чем в плюс. Сериал "Садовое кольцо", согласитесь, кино для всех и не для всех. Как заявила одна из героинь, "тут требуется больше, чем одномерное сознание". Как Вы работали со своим сознанием? Думали ли о сознании зрителей? – "Каникулы Бонифация" тоже не для всех. Со своим сознанием – просто старался обманывать себя меньше, чем раньше. О зрителе не думал, уверен, что зрителю мешает, когда о нем думают, зритель чувствует нравоучения и фальшь. Мой мастер Сергей Соловьев, говорил: "У художника должен быть не замысел, а умысел". Я с ним согласен. В одном из интервью Вы сказали, что это фильм о том, как человек сам вытесняет из своей жизни все то, чего он не хочет знать и видеть, и начинается придуманная реальность и о том, чем это заканчивается. У Вас есть жизненные примеры? Мария Миронова, Евгения Брик и Ирина Розанова в сериале "Садовое кольцо". Фото: m.news.yandex.kz – Да. Есть личные, о которых я не буду говорить. Актерам на пробах объяснял просто: мы с вами сидим, пьем кофе и говорим о кино. В этот момент на Украине, нашей братской стране, гибнут молодые ребята. И они все там наши – украинцы и русские. А мы тут кино снимаем, и нас это, как бы, не касается. Стремление жить по правде, увы, приносит неутешительны плоды. А можно ли жить по правде современному молодому человеку? – Можно, знаю примеры. Я лично верю, что правда текуча и меняется довольно часто. Надо стараться следить. Уверен, что режиссеру сложнее, режиссер – как говорит отец, – профессиональный лжец. Ваш отец – знаменитый актер, режиссер Андрей Смирнов. Сводная сестра – Авдотья Смирнова, кстати, сыгравшая в "Садовом кольце" совершенно неожиданную роль. И отец показался в небольшом эпизоде. Они оба, наверное, вмешивались в Вашу работу, хотя бы на уровне "домашних уроков"? – Мы все работаем в кино, у нас похожи характеры, и все уверены, что мы-то знаем, как на самом деле надо работать. Поэтому нет. Бережем друг друга. Но, если спрашивал, всегда бережно, но честно получал оценки и советы, которые очень помогали. Фото: ruskino.ru Кто-нибудь еще из вашей семьи попал в кадр? – Сестра Аглая – женщина, которая забрала у Веры кошелек в кризисном центре. Сестра Александра – соседка Виторгана, и мама – Елена Смирнова – хозяйка квартиры Лиды и Ильи. Всю жизнь я слышу о "блате", что бы я не делал! Могу же я тоже своим что-то сделать по блату, наконец?! Алексей, что Вы знаете о жизни среднего класса? О жизни буржуазии? К какому классу относите себя? – К ней и отношусь. Богема мне не очень симпатична, для интеллигента я слишком темный. Знаю, наверное, немало. Считаю, что в человеческом обществе это главный класс. Жаль, в стране буржуазии очень мало. Категорически не согласен с Тодоровским, что в кольце герои среднего класса. В стране и так почти нет такого класса, но это совсем не наши герои. Разве что, Когтев. Сергей Соловьев посмотрел "Садовое кольцо"? Что сказал? Сергей Соловьев. Фото: kinoserial.tv – Посмотрел пять серий, это для него сериальный рекорд. Сказал: "Думал, ты недоучка. А ты, оказывается, доучился". Какие работы сняли у него на курсе? – "Алмазная Кожура" – короткометражка о поиске черного уха и "Зеркало Головного Мозга" – сам не могу объяснить про что. В сети есть. Соловьеву принадлежит высказывание: "Успех и совесть сегодня и на этой территории – вещи несовместимые. Об этом знают даже дети". Чем ответите? – Отвечу, что Сергей Александрович в грош не ставит слова. И действительно, есть вещи поважнее. Чем занимаетесь сейчас? – Сейчас готовлюсь к съемкам полнометражного фильма "Подвиг", по сценарию Анастасии Пальчиковой. Не буду спойлерить – но это будет антисадовое кольцо.

Алексей Смирнов: Во время подготовки я чуть не умер от страха!
© Ревизор.ru