РИА Новости 14 июля 2018

Биография Ингмара Бергмана

Фото: ТАСС
Всемирно известный шведский театральный и кинорежиссер, сценарист и драматург, лидер авторского направления в киноискусстве Эрнст Ингмар Бергман (Ernst Ingmar Bergman) родился 14 июля 1918 года в городе Уппсала в Швеции.
В 1944 году окончил факультет литературы и искусства Стокгольмского университета.
Творческий путь начал как театральный режиссер. В 1944 году Бергман работал в театре Хельсингборга, в 1946-1949 годах — в городском театре Гетеборга, в 1952-1958 годах — в театре Мальме. С начала 1960-х годов он ставил спектакли на сцене Стокгольмского Королевского театра «Драматен», в котором в 1963-1966 годах занимал пост директора. Он осуществил постановки Уильяма Шекспира, Генрика Ибсена, Августа Стриндберга, Антона Чехова и современных драматургов.
Мировое признание Ингмар Бергман получил, работая в кино. В 1944 году по его сценарию режиссером Альфом Шебергом был поставлен фильм «Травля» (Hets), в 1947 году — режиссером Густавом Муландером картина «Женщина без лица» (Kvinna utan ansikte).
Как режиссер в художественном кино Бергман дебютировал в 1946 году фильмом «Кризис» (Crisis). Затем последовали «Дождь над нашей любовью» (It Rains on Our Love, 1946), «Корабль идет в Индию» (Ship Bound for India, 1947), «Портовый город» (Port of Call, 1948) и «Тюрьма» (Prison, 1949), последний из них был создан по сценарию Бергмана.
Международное признание пришло к Ингмару Бергману после того, как комедия «Улыбки летней ночи» (Smiles of a Summer Night, 1955) получила Специальный приз на Каннском кинофестивале.
В его фильмах «Седьмая печать» (Seventh Seal, 1956), «Земляничная поляна» (Wild Strawberries, 1957), «Лицо» (Face, 1958), «Девичий источник» (Virgin Spring, 1959) затронуты нравственные и философские проблемы.
Для стилистики фильмов Бергмана характерно сочетание реалистической достоверности с иносказаниями и символикой, поэтическое ощущение природы, строгость и богатство изобразительных решений.
Через его трилогию «Как в зеркале» (Through a Glass Darkly, 1961), «Причастие» (Winter Light, 1963), «Молчание» (Silence, 1963) проходит тема человека, утерявшего истинное содержание человеческого существования ‒ любовь к людям. Фильмы «Персона» (Persona, 1966), «Час волка» (Vargtimmen, 1968), «Стыд» (Shame, 1969) развивают тему распада человеческой личности.
В 1970-х годах в творчестве Бергмана продолжали варьировать темы разобщенности людей, их одиночества. Это отражено в фильмах «Прикосновение» (Beröringen, 1971) и «Шепоты и крики» (Viskningar och rop, 1972).
Бергман снял ряд фильмов для телевидения — «Ритуал» (1969), «Сцены из супружеской жизни» (1972), «Лицом к лицу» (1975).
Особое место в его творчестве этих лет занимает фильм «Змеиное яйцо» (1977), где показано вызревание фашизма в обстановке Германии 1920-х годов.
К началу 1980-х годов в манере режиссера взяли верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей, которые сосредоточены в семье. Бергман снял психологические шедевры «Осенняя соната» (Hostsonaten, 1977) и «Фанни и Александр» (Fanny Och Alexander, 1982), ставший самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства.
Фильм «Фанни и Александр» был удостоен четырех премий «Оскар», премий «Золотой глобус», BAFTA, «Сезар», премии Венецианского кинофестиваля и Итальянского синдиката журналистов.
Вскоре Бергман перестал снимать большое кино, но продолжал работать для телевидения. В этот период он снял картины «После репетиции» (After the Rehearsal, 1984), «Благословенные» (Blessed Ones, 1986), «В присутствии клоуна» (Larmar och gör sig till, 1997).
Он написал сценарии к фильмам Билли Аугуста «Благие намерения» (The Best Intentions, 1992) и к фильму «Неверная» (Faithless, 2000), который сняла актриса Лив Ульман, игравшая в большинстве фильмов Бергмана.
Бергман был продюсером собственных фильмов «Девичий источник», «Персона» и «Из жизни марионеток».
Последней его работой стал телепроект «Сарабанда» (Saraband), снятый в 2003 году.
Всего режиссером было создано свыше 50 картин.
В 1980-х годах Бергман вернулся к театральным постановкам. Среди его работ в Королевском драматическом театре в этот период особенно известны «Король Лир» и «Гамлет» Шекспира. В 1994 году он поставил «Зимнюю сказку», где объединил тексты Шекспира и шведского автора Карла Альмквиста, в 2002 году — спектакль «Привидения» по Генрику Ибсену, в котором использовал тексты Августа Стриндберга.
В Швеции Бергман известен и как писатель, автор тринадцати пьес, сотен эссе и статей.
В 1987 году вышла его книга мемуаров «Латерна магика».
В 2002 году режиссер основал Фонд Ингмара Бергмана для управления собственными архивами. В 2007 году фонд был внесен в реестр ЮНЕСКО «Память мира».
Он был владельцем акционерной кампании Cinematography Aktiebolag, связанной с производством кино.
30 июля 2007 года Ингмар Бергман скончался в Швеции в своем доме на острове Форе.
Творчество Бергмана было отмечено различными престижными кинематографическими наградами. В 1971 году он был удостоен премии «Оскар». Семь раз был лауреатом премий Каннского кинофестиваля (1956, 1957, 1958, 1960, 1973, 1997, 1998) и Венецианского кинофестиваля (1958, 1959 (три), 1971, 1983, 1986). Награжден премиями «Бодиль» (1957, 1959, 1974, 1979), Итальянского синдиката журналистов (1960, 1961, 1974, 1979, 1984, 1996), Берлинского МКФ (1958, 1962), BAFTA (1976, 1988), «Сезар» (1984) и др.
Ингмар Бергман был пять раз официально женат, был отцом девятерых детей.
Его сыновья Даниэль и Ян и дочь Ева стали режиссерами, сын Матс и дочери Анна и Лена — актерами. Дочери Мария и Линн пошли по литературной стезе.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
 Ещё 2 источника 
Комментарии
Читайте также
5 загадочных фильмов, которые вас запутают
Харрисон Форд может стать золотоискателем
За рулем: 5 отличных роуд-муви
Фильмы, неслыханно обогатившие создателей