Вечерняя Москва 9 августа 2018

Александр Адабашьян: Когда заносит — иду в Третьяковку или читаю Чехова

Фото: Вечерняя Москва
10 августа кинодраматург, режиссер, сценарист, художник и актер Александр Адабашьян празднует день рождения. Мы позвонили ему, чтобы поздравить, а заодно поговорить о российском кинематографе.
— Александр Артемович, как будете праздновать?
— На даче. Собрались дети, внуки, на природе устроим небольшой пир. Все лето я был на съемках и не мог пообщаться с близкими. С детства привык отмечать день рождения камерно. В школьные годы он выпадал на каникулы, потом — на сезон отпусков…
— Какую картину снимали?
— Рабочее название — «Про Лелю и Миньку». Ее снимает Анна Чернакова по детским рассказам Зощенко, а я — соавтор сценария. Детское, трогательное кино. Работали с удовольствием.
— Сегодня все чаще слышится мнение, что в сценарном цехе у нас кризис. Согласны?
— Кризис в кино в целом. Раньше оно было авторским, а сейчас — продюсерское. Продюсеры, по большому счету, далеки от кино. Им кажется, что продюсировать кино — это чистый бизнес. В итоге яркие режиссерские имена в нашем кино не появляются. А некоторые продюсеры сами снимают бездарные фильмы. Увы, наш век становится веком торгашей. Еще в XIX веке Чарльз Диккенс сказал: «Миссия Америки — опошлить вселенную». Эквивалент всего — деньги. Это распространяется и на искусство, когда то, за что платят — хорошо, а за что не платят — плохо. Деньги пожирают наши души. Хотя остались люди, которые живут другими ценностями.
— Именно поэтому вы больше не работаете как режиссер?
— Режиссер — не профессия, а склад характера. Им может быть только абсолютный лидер, а я не принадлежу к их числу. Режиссер должен быть уверен, что его взгляд на мир — единственно верный. Я в этом сильно сомневаюсь, поэтому и перестал снимать свое кино.
— Как-то вы очень критически настроены…
— Считал и считаю себя человеком средних способностей. Не отрицаю, что хорошо образован, но выдающимися талантами не обладаю. Случалось, что и меня заносило. Но всегда быстро останавливался. Стоило мне возомнить себя великим писателем, я подходил к книжной полке, брал томик Чехова и успокаивался. Нарисовал картину, задрал нос — иду в Третьяковскую галерею. По профессии я художник. И моя любовь к живописи, к счастью, не умерла. Еще беру в руки кисть.
— А какую живопись любите?
— Я люблю Серова, передвижников, импрессионистов. Современное искусство не принимаю. Уорхолла художником не считаю. Абстракционистов не понимаю.
— В дни рождения как-то вспоминается прошлое. А каким было ваше детство?
— С родителями мы жили в доме между Нижней и Верхней Масловкой. Мобильных не было, люди общались вживую, а ребятня, сделав уроки, гуляла допоздна. У нас была своя этика. Например, драки один на один, а не все на одного. В играх нужно было соблюдать правила, жульничество пресекалось. Мы набирались житейского опыта, который пригодился позже. Хотя, возможно, оглядываясь на свое прошлое, я вижу его в розовых тонах.
РЕДАКЦИЯ «ВМ» ПОЗДРАВЛЯЕТ АЛЕКСАНДРА АДАБАШЬЯНА С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ И ЖЕЛАЕТ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕХОВ
СПРАВКА
Александр Адабашьян — заслуженный художник РСФСР (1983), заслуженный деятель искусств РФ (2016), лауреат премии имени Флайано «Серебряный пегас» (1991) за лучший иностранный сценарий, премии имени Феллини за лучший европейский сценарий (1993), номинант на премию «Золотой орел» за лучшую работу художника-постановщика в фильме «Жили-были» (2017).
Комментарии
Читайте также
Фильм «Мое поколение» вышел на экраны Москвы
Братья погибшего Уокера хотят сыграть его в кино
«Аквамен» выйдет в России раньше
Названа самая высокооплачиваемая актриса