Lenta.ru 10 августа 2018

Кино недели: Стэйтем против акулы, Бергман против женщин

Фото: Lenta.ru
В прокате — один из самых абсурдных киноаттракционов сезона: Джейсон Стэйтем спасает человечество от гигантской доисторической акулы. Кроме того, одна группа замечательных женщин возвращает жизнь в шпионский жанр, а другая — оказывается в тисках Ингмара Бергмана в переломный год его режиссерской карьеры.
В 300 километрах от китайского побережья, на подводной исследовательской станции «Мана-1» царит возбуждение: многочисленные ученые, которых здесь даже с излишком, радуются потенциальному открытию — обнаруженному в безднах Марианской впадины живому доисторическому существу. Радость не будет долгой — отправленный зафиксировать находку обитаемый подводный аппарат подвергнется нападению той самой твари и окажется в плену на дне океана. Для спасения экипажа — и человечества, которому теперь грозит скорая встреча с мегалодоном, кровожадным 30-метровым предком большой белой акулы — инвестор «Мана-1» (Рэйн Уилсон) призовет легендарного ныряльщика-спасателя Джонаса Тэйлора (Джейсон Стэйтем). Тот, хотя вот уже несколько лет бухает на пляжах Таиланда из-за пережитой трагедии, отказать не сможет: мало того, что пилотом потерпевшего крушение батискафа является его бывшая жена (Джессика МакНэми), так еще и с мегалодоном Джонас в свое время уже сталкивался — просто ему никто не поверил.
Нелегко оказывается поверить и создателям самой «Мег» — тем более, что выразительнее всего режиссер Джон Тертлтауб (известный прежде всего по впечатляющей в своей смехотворности приключенческой франшизе «Сокровище нации») снимает в этом кино продакт-плейсмент: хотелось бы, к слову, знать, сколько заплатили за свое присутствие в кадре производители водонепроницаемых часов, раз уж камера так охотно фокусируется на запястьях героев даже в минуты нагнетания саспенса. Теоретически идея снять кино о противостоянии Джейсона Стэйтема и гигантской доисторической акулы вовсе не кажется кощунственной — в склонном к мегаломании летнем прокате чрезмерный абсурд обычно более чем уместен. Проблема в том, что «Мег» признавать свою смехотворность — и черпать в ней потенциал как для гротескного юмора, так и для циничного кровопролития — отчаянно отказывается. Тертлтауб то тратит чуть ли не полчаса экранного времени на насыщенную псевдо-научной болтовней экспозицию, то отвлекается от акулы на утомительные — и нужные, кажется, исключительно для китайского рынка — терки между героем Стэйтема и парой ученых родственников из Поднебесной. Да что там — если для откровенно CGI-сгенерированной акулы еще находится хотя бы одна сцена подлинного кинематографического вдохновения (в ней взмывшая в небо камера сверху взирает на вторжение мегалодона в пляжный отдых пары сотен обывателей), то бедняге Стэйтему не достается и этого. Из всех талантов экшен-звезды Тертлтаубу почему-то дороже всего оказывается умение Стэйтема обеспокоенно и угрожающе вздергивать брови.
Купить билеты на фильм «Мег: Монстр из глубины» на «Афише»
Где-то в Вильнюсе, отбившись от одних настигнувших его на рынке выходного дня преследователей с помощью сковородки и продолжая отстреливаться от других, секретный агент ЦРУ по имени Дрю (Джастин Теру) с тяжелым вздохом набирает номер на телефоне. На том конце провода — его девушка Одри (Мила Кунис), маркетолог из Лос-Анджелеса, в компании друзей и коллег отмечающая свой тридцатый день рождения. Одри ничего не знает об опасной профессии бойфренда — как и о том, что звонит он для того, чтобы с ней расстаться: слишком велик риск подвергнуть ее опасности. Только, впрочем, лучшая подруга и соседка Одри, актриса-гедонистка Морган (Кейт МакКиннон, абсолютная чемпионка современной женской комедии), возьмется утешать брошенку единственным известным ей способом — то есть приглашением к дебошу — опасность в лице преследуемого киллерами Дрю настигнет девушек все равно. Спасти свободный мир — отправившись в Вену на встречу со связным бывшего парня Одри — предстоит именно им. Главное, как настаивает Дрю, никому не верить — будь то парочка натуральных шпионов с мутной мотивацией (Сэм Хьюэн и Хасан Минхажд) или сеющая смерть гимнастка Надежда (Иванна Сахно).
Центральным стержнем, удерживающим на себе как неожиданно компетентно для жанровой пародии поставленные экшен-эпизоды, так и юмористические виньетки, в «Шпионе» оказывается идея, прямо противоположная наставлению кидалы-шпиона — лучшей подруге верить все-таки можно. Используя шпионский антураж и вековые конвенции комедий об обывателях, в этот антураж по дурости вляпывающихся, фильм Сюзанны Фогель больше всего времени проводит все-таки на территории кино о дружбе — и именно здесь ведется самая интересная работа. В отличие от большинства фигурантов подобных картин, героини Кунис и МакКиннон дружат безусловно — и всей душой. Они не контрастируют друг с другом — при всех различиях — а друг друга идеально дополняют, тем самым насыщая многочисленные пикировки и комедийные мизансцены редкой остротой. Примерно так же органично и сам «Шпион» ухитряется соединить экшен и юмор — в итоге по изобретательности и разнообразию достигаемых эффектов не только сравниваясь с серьезными образцами жанра (например, недавней шестой частью франшизы «Миссия невыполнима»), но и во многом ее превосходя. Если тот же Итан Хант обречен служить на экране недостижимым, почти фашистским даже в своей уберменш-всесильности образцом порядочности, то пара гулящих, болтливых, неуклюжих лос-анджелесских хабалок, оказываясь в схожей жанровой конструкции, предоставляет своим авторам куда больше простора для работы — да и, что скрывать, куда больше похожа на своих зрителей.
Купить билеты на фильм «Шпион, который меня кинул» на «Афише»
В феврале 1957-го на экраны выходит «Седьмая печать» — и ее режиссер Ингмар Бергман стремительно превращается из в меру известного и пока что почитаемого только на родине шведского постановщика в фигуру мирового масштаба, даже более-менее олицетворяющую собой авторский кинематограф конца пятидесятых. До конца того же года режиссер успевает задумать, написать, снять, смонтировать и выпустить на экраны еще один подлинный шедевр — «Земляничную поляну». Кроме того, он делает для телевидения фильм «У истоков жизни» и ставит на театральной сцене четыре масштабных, даже грандиозных постановки, включая считавшегося неподъемным «Пера Гюнта» по Ибсену. Но и это еще не все: в те же месяцы Бергман ухитряется поддерживать одновременно романы с четырьмя женщинами, включая жену и Биби Андерсон — и даже находит время для приступов язвы (хотя казалось бы, когда?)
Журналистка и режиссер Яне Магнуссон сняла уже свой второй фильм о Бергмане (первый, «Вторжение к Бергману» представлял классика мирового кино через разговоры с влюбленными в его картины коллегами) — и в этот раз работает в более традиционном для документальных биографий ключе. Даже фокус на 1957-й, переломный, по мнению Магнуссон, год в жизни героя, здесь оказывается прежде всего приемом, призмой, через которую фильм разглядывает весь его персональный и творческий путь, то и дело прыгая в начало 1970-х, когда Бергман дал знаменитое интервью Дику Каветту, и середину 1990-х, когда его театральная постановка «Мизантропа» Мольера из-за скандальности репетиций привлекла к себе внимание всей культурной Европы. В той свободе, с которой Магнуссон обращается с собственным контекстом, более-менее в режиме вольной ассоциации позволяя себе перемещаться между временами, контекстами и разными сферами жизни героя, пожалуй, обнаруживается главное достоинство ее фильма — доказательство всесильности (перед хронологией, идеями и канонами) режиссерской воли, которое оценил бы и сам Ингмар Бергман. Да, Магнуссон при этом почти избегает полноценного киноведческого рассказа о Бергмане — предпочитая фокусироваться на его характере, привычках, подходе к работе, наконец, отношениях с коллегами, родными и, особенно, женщинами, тирания режиссера в отношении которых могла сравниться с его тиранией в адрес актеров. Но не стремиться объять необъятное — тоже, в общем-то, режиссерское правило, которое бы Бергман, всю жизнь, по мысли Магнуссон, интересовавшийся исключительно собой и собственными демонами, тоже наверняка одобрил.
Купить билет на фильм «Бергман» на «Афише»
Комментарии
Читайте также
Раскрыта тайна финальной сцены фильма «Начало»
Тарантино нашел Брюса Ли для своего нового фильма
Спин‐офф «Заклятия» напугал еще до премьеры
Советские актеры, которые не пережили 90-е