Войти в почту

Не привязываясь к месту: участники "Архстояния" рассказывают, как жить

12-й фестиваль международный фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние" пройдет под девизом "Как жить?" Каждый год деревня Никола-Ленивец в Калужской области становится на несколько дней ультрамодным местом, которое притягивает современных художников, архитекторов, музыкантов и всех, кто следит за современной культурой. Всем участникам фестиваля предлагают тему, размышляя на которой, они создают свои архитектурные арт-объекты. В прошлом году, к примеру, все мастерили "убежища", а в этот раз, художникам предстоит ответить на вечный вопрос "Как жить?". Фестиваль продлится три дня, с 21 по 23 июля, а пока участники работают над визуализацией своих ответов. Куратором "Архстояния-2017" стал Антон Кочуркин, руководитель архитектурного агентства "8 линий". Он отвечает за объекты, ежегодно дополняющие арт-комплекс Никола-Ленивца. В этот раз новые проекты на фестивале представят питерское архбюро "Хвоя", арт-группа "Алыча", работавшая над оформлением территории так и не состоявшегося фестиваля Outline–2016, художница Виктория Чупахина, режиссер Юрий Муравицкий и архбюро "А-га", а также постоянный участник "Архстояния" архитектор Александр Бродский. Именно его ответ на заглавный вопрос стал отправной точкой развития фестивальной концепции 2017 года: В этому года Бродский построит для "Архстояния" "Виллу ПО-2" из всем знакомых бетонных заборных плит ПО-2. Внутри, как обещает архитектор, "домик" будет полностью деревянным. Строительство идет полным ходом, но работы еще довольно много. Кстати, в Никола-Ленивце уже есть другие проекты архитектора. Самый известный из них – "Ротонда" – белая деревянная конструкция, собранная из дверей и эффектно возвышающаяся посреди поля подсолнухов. "Я недавно начала работать с шерстью: поняла, что мне просто интересен этот материал и важен гуманизм по отношению к животным. Это был сложный вопрос. Появился образ оборотничества, превращения человека в животное. У меня родилось понятие человеческого существа, которое было бы больше, чем просто человек именно благодаря любви и пониманию животного мира, слияния с ним. Мне было важно уровнять человека и собаку. И эта модель минимального жилья, где живет не только человек, но человек с животным, собранная из веток и собачьей шерсти, стала идеальной капсулой. Как жить? Чтобы понять животное, человек должен превратиться в животное, но не в негативном смысле – не превратиться в зверя, лишиться разума, подчиниться инстинктам. Мне кажется, что это превращение как-то по-другому должно работать. Должен родиться человек более гуманный и более высокоразвитый, более чистый и искренний в своих поступках". Архитектурное бюро "А-га" и Юрий Муравицкий поставят на "Архстоянии–2017" интерактивный трехдневный перформанс "Кибитка 32 053". Проект станет воплощением идеи тотального театра, который размывает границы между различными видами искусства, между искусством и повседневной жизнью. "Кибитка" – это и средство передвижения (переделанный автобус ПАЗ 3205), и дом, и театральная сцена, на которой актеры курса Муравицкого будут репетировать пьесу. "Отвечая на вопрос "как жить?", проект "Кибитка 32 053" предлагает, во-первых, жить в движении, постоянно перемещаясь, не привязываясь к какому-либо месту, ощущать себя человеком мира. Во-вторых, жить в процессе сознания чего-либо, в творческом процессе. На мой взгляд, это единственное, что оправдывает наше существование. В-третьих – попробовать сделать из своей жизни перформанс, хотя бы на какое-то время. В каком-то смысле, это буквальное воплощение утверждения, что наша жизнь – театр". Видео: facebook.com/arch.stoyanie.ru Архбюро "Хвоя" (Сергей Аксёнов, Георгий Снежкин, Илья Спиридонов) разработали для "Архстояния" проект "Дома с люстрой". Люстра в этом доме расположена так, что светит как внутрь здания, так и наружу. "Действительно, формально тему фестиваля можно трактовать по-разному: с одной стороны, "как жить?" – вопрос морального выбора, с другой – инструкция для конкретных действий. Однако именно архитектурное творчество позволяет избежать разрыва в трактовках. Архитектурный образ как произведение искусства – явление абстрактное, духовное, но в то же время это конкретный проект, который предполагает конкретную функциональную схему. Если произведение удалось, оба эти аспекта образуют нерасторжимую гармонию. Возникает феномен "говорящей формы", который, собственно, и является сутью искусства". Для фестиваля 2017 года художники арт-группы "Алыча" спроектировали минирампу, пересекающуюся с пространством для жизни. В итоге получился спрятанный от всех в лесу скейт-спот, отлично вписавшийся в ландшафт Никола-Ленивца. "Как жить? Нет единой для всех инструкции к жизни, это понятие для каждого индивидуально. Вопрос сложный и неоднозначный, но если пытаться ответить на него буквально, решение стоит искать внутри, поэтому внешний облик нашего дома служит его внутренней форме. Наш дом не несет в себе прямой инструкции о том, как жить, он может лишь помочь понять это в тот момент, когда зритель становится соучастником и непосредственно взаимодействует с объектом. Попробуйте прокатиться на скейтборде в его радиусах, полежите на сетке, любуясь рассветом, обойдите дом снаружи, уловите игру света и тени, почувствуйте его, и он наверняка вам что-то подскажет".

Не привязываясь к месту: участники "Архстояния" рассказывают, как жить
© Москва24