Войти в почту

Доминик Флейсхауверс. Ударник музыкального труда

Доминик Флейсхауверс – кто он? Музыкант — родом из Нидерландов, играющий на ударных инструментах. В прошлом отличник Амстердамской консерватории, в настоящем — победитель престижного Международного конкурса TROMP 2014 (TROMP International Music Competition), необыкновенный виртуоз. И слово «необыкновенный» я бы написала крупными буквами, нестандартным шрифтом и обязательно с неоновой подсветкой. Досадно, что порой лишь так можно привлечь внимание публики к новому исполнителю. «Виртуоз обыкновенный» — вид музыкантов, формирование и развитие которого мы наблюдаем последние лет десять. Да, честно несем вахту в зале филармонии и становимся невольными свидетелями этого процесса. Такое положение дел приносит свои горькие плоды. Бывает, читаешь в программке о «поистине виртуозной» игре музыканта и даже бровью не ведешь. Совершенно спокойно, без лишних эмоций и ожиданий, выдаешь: «Этим нас уже не удивишь, дорогой друг…». Думаешь так и немедленно рискуешь. Рискуешь хладнокровно приравнять настоящего оригинала к приверженцам безжизненно-техничной игры. Так кто же он – Доминик Флейсхауверс? Без сомнений, он – маг и волшебник! Это стало очевидно после недавнего концерта, где музыкант выступил в качестве солиста. В Свердловской филармонии случилась, состоялась, отгремела – кому как больше нравится — российская премьера Концерта для ударных и большого ансамбля инструментов (Percussion Concerto). Сочинение было написано молодым голландским композитором Джоуи Раукенсом (Joey Roukens) еще в 2011 году. Но кроме музыкантов Екатеринбурга никто в России так и не решился его исполнить. Что же, наша филармония задает тон музыкальной жизни всей страны. Впрочем, это давно не новость. Доминик представил вниманию публики полноценный художественный фильм. Обычно фильмы смотрят, а мы слушали. Сюжет, драматургию и главных героев каждый придумал сам… За несколько часов до выступления у артиста было рандеву с любителем академической музыки, со мной. —Вчера я заходила на Ваш сайт, долго просматривала видео и аудио-записи. Они действительно очень качественно и здорово сделаны! Но, вероятно, я плохо искала, потому что не увидела историю начала вашей карьеры. Почему именно музыка, почему именно ударные инструменты? — Я родом из маленькой деревушки на юге Нидерландов. И у каждой такой деревни есть свой оркестр, но только духовой. Моя сестра играла на валторне, поэтому однажды я попал на концерт и увидел барабанщика. Тогда и подумал, что тоже хочу быть ударником. Сестра бросила занятия музыкой через три месяца, сказав: «Это не для меня». Других музыкантов в нашей семье нет. Кроме моего дяди, который тоже играет на ударных инструментах. — Появилась мечта. Как осуществляли? —В родном городе я брал уроки у педагога, который также преподавал и в Амстердаме. Поэтому в возрасте 17 лет, я отправился в Амстердамскую консерваторию. Во время учебы, все шесть лет я был постоянно занят организацией различных проектов и концертов. Постоянно звонил людям, приглашал их принять участие в мероприятиях. Обычно у ударника есть три возможности: играть в оркестре, в ансамбле или преподавать. Поначалу я хотел играть в оркестре, но в 2014 году решил принять участие в международном музыкальном конкурсе «TROMP». В итоге, я победил и посчитал, что возможен другой вариант развития событий. Ведь я всегда думаю о своих слушателях. О том, для кого играю и для кого хочу играть. В Нидерландах и в остальной Европе на концерты приходит всё меньше и меньше молодёжи. Поэтому я стараюсь сфокусироваться именно на группе моих ровесников. Создаю проекты, где соединяю электронную музыку с классической. Считаю, что ударные инструменты – это такая часть оркестра, которая даже визуально привлекает людей. Эти инструменты «предполагают» новый репертуар и, мне кажется, лучше соотносятся с новым поколением. —В нашем городе есть академический коллектив, который уже несколько лет исполняет программы совместно с ди—джеем. И я была удивлена, узнав, что человек «за вертушками» по специальности инженер и не имеет музыкального образования. Ди-джеи, которые работают с Вами, должны иметь базовые знания музыки? — В 2014 году у меня был проект с немецким ди-джеем Патрисом Боймелем… И в настоящее время мы много сотрудничаем с ди-джеями. Для меня важен стиль той музыки, которую я создаю. А ди-джеи могут добавить звуки, которые нравятся молодёжи. Они доносятся отовсюду: из телефонов, другой электроники и молодым людям легко соотнести себя с подобными звуками. Поэтому слияние разных стилей – уникальное явление, которое мы стараемся продвигать. Уже сейчас можно видеть большое количество совместных проектов, где оркестр или ансамбль играют вместе с исполнителями электронной музыки. Однако, в большинстве случаев, ди-джей играет своё, оркестр – своё. А мы хотим совместить эти два мира и создать что-то новое. Уже два года находимся в поисках такого стиля, который называем «symphonic techno». Говоря о личностных качествах ди-джеев, для меня важно, чтобы человек был весёлым, открытым для всего нового, добрым и готовым к сотрудничеству. —Сегодня Вы будете исполнять Концерт для ударных инструментов Джоуи Раукенса. Названия частей сочинения обычно нужны, чтобы помочь нам раскрыть эмоциональный настрой музыки. Во время работы над этим концертом Вам удалось пообщаться непосредственно с композитором. Пояснял ли он как-то эти названия? -Джоуи сказал мне, что его сочинение подходит для фильмов. В четвертой части мы слышим музыку в стиле минимализма. Третья часть носит название «Изменчивый ритм». Она исполняется в стиле рок- и поп-групп, так как сам Джоуи начинал свой путь в качестве музыканта группы. Также композитор подразумевает, что солист должен уметь играть практически на всех ударных инструментах. У нас есть четыре разные установки. Есть барабаны, есть маримба, которую используют в своих произведениях и композиторы-минималисты, вроде Джона Адамса и Стивена Райха. На сцене присутствует ксилофон, который ассоциируется с эпохой регтайма. Он помогает создавать причудливые, весёлые звуки. Вибрафон мы используем для придания музыке меланхоличного, нежного настроения. Для композитора очень важно соотнести инструмент с определённым характером. И чем больше исполняешь конкретный отрывок, тем больше вникаешь в его суть. Работа с композитором Джоуи Раукенсом. Источник фото: www.dominiquevleeshouwers.com —Вы уже несколько дней репетируете с Уральским академическим филармоническим оркестром (УАФО), какие впечатления от сотрудничества? — Первое впечатление таково, что в оркестре очень добрые люди, которые умеют веселиться. И мне важно видеть, что веселье не мешает их игре. После репетиции многие оркестранты задерживаются, чтобы повторить что-то самостоятельно. Они очень хорошо обучены! На самом деле, для большинства оркестров, в том числе и в Нидерландах, непросто исполнять такое произведение. Очень важно чувствовать моменты, где необходимо взять особую нотку. — В одном из интервью Джоуи Раукенс говорил: «Поп-музыка сегодня – это часть нашего музыкального ДНК». Композитор признался, что его пугает противопоставление популярной и серьезной академической музыки. Он считает, что постоянное разделение этих направлений угрожает будущему классической музыки. Как Вы относитесь к этой мысли? -Хороший и очень важный вопрос! Для меня самое главное, чтобы люди, слушая музыку, могли что-то почувствовать. Ведь музыка связана с эмоциями. В настоящее время исполнители к этому стремятся, это становится своего рода традицией. Во времена, например, Бетховена у музыки были другие задачи. Я люблю кроссоверы и мне нетрудно представить часть сегодняшнего концерта в сочетании с латинскими или поп-мотивами. Нам необязательно следовать канонам Штрауса и Брукнера (в программе вечера были заявлены произведения этих композиторов – прим. авт.). Мне нравится посещать концерты классической музыки. Я люблю сидеть в зале с закрытыми глазами, полностью отдавшись слушанию. Но мне нравится бывать и на концертах музыки популярной. Почему мы должны выбирать? Главное — знать основную идею мероприятия, знать, как ее раскрыть. Сложность заключается и в выборе места: должен это быть концертный зал или, например, сквер… — Вчера я гуляла по набережной реки и увидела надпись на каменных перилах, сделанную в стиле граффити: «Я никого не обманываю, это — не искусство». Видимо автор намекает, что сейчас слишком много вещей относят к категории современного искусства. Можно ли отличить необычный замысел от профанации и желания выделиться любым путем? — Ответ на этот вопрос зависит от того, что вы считаете искусством. В процессе своего творчества я стараюсь вдохновлять людей. И в то же время, иногда нужно остановиться, подумать о чём-то другом. В этом и заключается магия искусства. Через него можно сказать человеку: «Стой! Оглянись!» Вместе с тем, все это очень относительно. Определенное произведение может впечатлить одного человека, а другой останется равнодушен. И это здорово! К искусству нельзя применять определения «правильное» или «неправильное». Например, если мы вспомним о надписи… Вы её увидели, прочитали и задумались. Но, возможно, другие 50 человек просто прошли мимо. В обществе у разных людей — разные функции: кто-то сантехник, кто-то строитель, водитель, творец, врач. Но я думаю, что именно искусство определяет нашу культуру. О России я знаю благодаря таким именам, как Чайковский, Шостакович, благодаря именам великих писателей. Это -культура. Это то, что останется навсегда. И когда людей спрашивают, чем они гордятся в своей стране, многие отвечают: «Искусством!». Даже те, кто в обычной жизни от него далек. —Вы участвуете в потрясающих разноплановых проектах. Мне кажется, результаты такой работы могут подтолкнуть и других людей к творчеству. А что для Вас является источником новых впечатлений? — Абсолютно всё. Во время прогулки я наблюдаю за людьми, за городом, за тем, что происходит вокруг. Слушаю, о чём говорят окружающие. Это очень интересно. Вообще любая вещь может быть интересной. Просто нужно задать себе правильный вопрос. Мне кажется, пока живёшь, ничто не может быть скучным. Я ненавижу скуку! И когда речь идёт о проектах, скуке места нет! —Прошлым летом Вы побывали в Нижнем Новгороде и писали, что этот город очень красив. Удалось ли посмотреть Екатеринбургу? — Да, вчера я гулял по городу. Екатеринбург – впечатляющий город с богатой историей развития промышленности. Обратил внимание на количество крупных и современных зданий, чудесных музеев, театров и даже ресторанов с различными кухнями. Я считаю, что Екатеринбург — по-настоящему международный город. Каждый раз приезжая в Россию, я восклицаю: «Какая же это большая страна». Речь идёт не только о её площади, но также о дорогах, зданиях, обо всем. Доминик Флейсхауверс очень много работает. Это стало понятно сразу, как только открыла разделы его официального сайта. Вы не представляете количество проектов, которые артист одновременно ведет. Так и родилась мысль, что музыкант не просто ударник, а ударник труда. В советские времена это официальное почетное звание подкрепляли вручением удостоверения, значка и денежной премией. Стоит ли говорить, что ничего из вышеперечисленного на интервью я не захватила. В рюкзаке лежала лишь пара монет, посвященных Чемпионату мира по футболу 2018 года. Как подвести разговор к презенту? Итак, внезапность – мое второе имя. — Что Вы думаете о футболе? — Это очень хороший вопрос, ведь в детстве я занимался и футболом. Но однажды передо мной встал выбор: футбол или музыка. В неделю у меня было 4 тренировки, а также 2 игры. Наряду со спортом я посещал занятия по музыке, играл в группе и ансамбле, уже участвовал в концертах. Это было слишком, и мама сказала: «Выбирай! Вот тебе лист. На одной стороне напиши, что нравится в футболе, на другой – в музыке. У тебя неделя, чтобы определиться». Я выбрал музыку, не знаю почему… Больше я не играю в футбол… Вообще мне не нравится финансовая сторона вопроса. Когда за игрока платят несколько миллионов долларов – это смешно! Ускользает истинная суть игры. В этом смысле женский футбол в Голландии гораздо более честен. Вот так. Озвучила непредвиденный вопрос — узнала интересный факт биографии музыканта. Как же нам успеть понять что-то и о собственной жизни? Думать и задавать правильные вопросы себе? Публика… Источник фото: www.dominiquevleeshouwers.com

Доминик Флейсхауверс. Ударник музыкального труда
© Уральский меридиан