Войти в почту

Жребий брошен. Какому сериалу быть, решаем мы

Давно ТВ не испытывало таких потрясений, как этом году! А по эту сторону экрана не раз казалось, что между предлагаемым контентом и зрительским интересом возник конфликт. Парадоксально, но многие проекты, позиционируемые как «то, что нужно зрителям», попросту терпят крах или не приносят высоких рейтингов. Ну а ближе к осени на центральных каналах возник уже очевидный кризис: ротации ведущих, перемещение и закрытие ряда передач вызвали резонансное обсуждение в прессе и сети. Плюс ко всему явно начали набирать очки каналы, до того не претендовавшие на лидерство. Кстати, еще в прошлом году Михаил Швыдкой, «съевший на телевидении собаку», комментируя «ВМ» свои ожидания от телесезона, обратил наше внимание на то, как поднялись и окрепли «ТВ Центр», Пятый канал и ряд других, и посоветовал следить за ними. В чем же причина перемен? В большей «чуткости» к переменам этих каналов или в «бронзовении» ведущих кнопок? Или кризис жанра в первую очередь захватывает крупные и, судя по всему, менее поворотливые медиамахины? Отчасти ответ на этот вопрос начал формироваться весной, когда «тихий» канал ТВ-3 совместно с «КиноПоиском» представил беспрецедентный для России проект «Быть или не быть». В эфире канала раз в неделю появлялся пилот нового сериала, еще не запущенного в производство. После просмотра начиналось обсуждение увиденного в студии, причем к разговору приглашались и создатели проекта, и независимые критики, кинематографисты, и самые активные пользователи «КиноПоиска». Далее на «КиноПоиске» ролик собирал голоса всех желающих поучаствовать в его судьбе. Чтобы получить право на жизнь, «пилот» должен был набрать 75 процентов голосов. Кстати, этот порог и представители киноиндустрии, и пользователи «КиноПоиска» не раз называли завышенным. Тем не менее один проект умудрился пересечь заветную черту — за сериал «Детки» положительно высказались 76 процентов. К слову: проект значимо омолодил аудиторию канала, а об этом иным ТВ-монстрам остается лишь мечтать. Идея не почила в бозе: ныне канал ТВ-3 заявил о том, что по итогам «Быть или не быть-2» инвестирует в одобренные зрителями и профессионалами сериалы порядка 100 миллионов рублей. Иными словами, нам предлагают смотреть то, что нам же показалось интересным. Сто заявок из 75 городов России. И это, по сути, на этапе раскрутки конкурса! В жюри — профи от режиссуры (Тодоровский, Котт, Меликян, Буслов) и молодые актеры (Петров, Плетнев, Шалаева...). Никаких ограничений для участников конкурса нет: возраст, опыт не интересуют, интересует только наличие таланта, драйв, задор, желание сказать что-то свое. Ну а взамен — возможность снять свое кино. Не рецепт ли это молодильный — для зацикленного на себе телека? С одной стороны, как кухарки не должны управлять государством, так и зрители вроде бы не должны указывать режиссерам, что снимать. Однако на деле выходит, что канал делает грамотный шаг в направлении зрителя — выясняя, чего он, собственно, хочет. Сегодня зритель выбирает не кнопку, он выбирает контент. И, похоже, после получения или неполучения заветных статуэток у телебоссов остается один вариант для спасения своих теледетищ — научиться слышать зрителя, а не очерчивать за него ареал его потребностей и интересов. КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ Александр Котт, режиссер: — Самое крутое в этом проекте то, что сериал победителя покажут в эфире федерального канала. Это бомба! Все уже привыкли смотреть фильмы на экранчиках телефонов и ноутбуков. А тут вся страна включает кнопку канала. Значит, зритель действительно хочет это смотреть, значит, твой сериал — событие! Анна Меликян, режиссер: — Моя 10-летняя дочь снимает видео, монтирует, подставляет музыку и рассказывает истории так, что я только удивляюсь. Она этому не училась. Самое важное — есть ли тебе что рассказать и чем удивить. Игорь Толстунов, режиссер: — Лет 26 назад мне пришлось заложить квартиру, чтобы снять свой первый фильм. Сейчас в этом нет необходимости. Ты придумал историю, взял телефон и в интернете обратился сразу и к аудитории, и к продюсерам. Ирина Горбачева, актриса: — Это постепенный переход с искусственного корма на натуральный. На телевидении есть аудитория, прикормленная жадными продюсерами с плохим вкусом. Здорово, что есть проекты, которые разворачивают этот процесс в обратную сторону. Я радуюсь. Юрий Быков, режиссер: — Художнику часто приходится думать о деньгах, быть еще и продюсером. Большая удача — найти грамотного продюсера, вообще продюсер — это важная должность в кино. А тут он приходит к вам сам в лице программы «Быть или не быть». Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Жребий брошен. Какому сериалу быть, решаем мы
© Вечерняя Москва