Войти в почту

Кафедральный обзор: Секреты первого юбилея крупнейшего органа России и главные события ноября

«Только начало». Десять лет органу. В зале Кафедрального собора на скамьях перед сценой разместились несколько десятков посетителей. Дети болтают ногами и переговариваются, взрослые осматриваются и снимают впечатляющий интерьер собора. Приглушенные разговоры прерывают звуки органа: незаметно возникший на сцене титулярный органист собора Евгений Авраменко уверенным шагом направляется к инструменту и исполняет Дорийскую токкату Баха. Огромное пространство зала наполняет звук. Внушительный и массивный, но в то же время мягкий и обволакивающий, он окружает слушателей со всех сторон, звучит не со сцены, а будто бы нисходит прямо со сводов собора. Органист доигрывает токкату, так же стремительно под аплодисменты выпрыгивает из-за инструмента и начинает программу «Орган. Посвящение в тайну». В ней он перемежает историю с техническими фактами, шутки разбавляет музыкальными фокусами (к примеру, исполняет «Каприз» Паганини на одних лишь педалях), а теорию подкрепляет фактами – призывает посетителей зайти внутрь трехэтажного инструмента и самим нажать на его клавиши. Органный комплекс в Кафедральном соборе – самый крупный в России, а также единственный, где в связке работают два инструмента. Такое, по словам Евгения Авраменко, очень редко можно встретить и в Европе. В общей сложности это 8525 труб и 122 регистра. В 2008 году единый органный комплекс зазвучал впервые, и в следующем году орган Кафедрального собора отмечает свое десятилетие. Несмотря на сложность и массивность этого инструмента, и Евгений Авраменко, и другой титулярный органист собора Мансур Юсупов говорят, что подступиться к нему было несложно. «Это было совсем не тяжело, скорее – интересно и любопытно, - рассказывает Юсупов. - Первое, что меня удивило, - это мягкость и благородство звучания. Даже самые мощные регистры у этого органа звучат благородно. Я с уверенностью могу сказать, что наш орган - самый мой любимый инструмент». Мансур Юсупов, по собственным словам, играл на очень многих органах, но тот комплекс, что установлен в Кафедральном соборе, - один из лучших образцов органостроения. «Я это могу сказать не только как органист, но и как человек, прошедший стажировку на органостроительной фирме и имеющий сертификат органного мастера, - продолжает Мансур. - Он имеет поистине колоссальные возможности». Об этом после успешно проведенной экскурсии рассуждает и Евгений Авраменко. «Впервые я за этот орган сел вскоре после того, как его тут установили, в 2008 году, так что с ним я неплохо знаком,– рассказывает он. – Некоторый трепет я, конечно, испытал, на тот момент это был самый большой инструмент, за которым я играл». Ранее в своей программе Евгений рассказывал слушателям о том, что все органы в мире разные, похожих практически нет, к каждому необходим свой подход. «Каждый надо почувствовать, он живой, не дай бог его обидишь – он тебе ответит, – продолжает органист. – Размер педалей, вес клавиш – все разное, нужно включать мозги, перестраиваться, где-то что-то запаздывает, где-то отстает – и такое бывает. Присел за орган, пару минут поиграл, почувствовал – ага, твой инструмент. И здесь я могу сказать с уверенностью, что орган Кафедрального собора – один из самых удобных. А я играл где-то на сотне разных инструментов». Орган в соборе – поистине грандиозный, и колоссальные возможности, о которых упоминают музыканты, – не просто громкие слова. Это связано в первую очередь с количеством регистров и качеством их интонировки (в большом органе их 90), в сумме органный комплекс дает 122 регистра. «Эти 122 регистра очень трудно настраивать. Основная их часть держит строй очень стабильно, но язычковые трубы, как и на любом другом органе, нужно периодически подстраивать. И это очень тяжелая работа для слуха, ведь на двух органах нужно настроить 25 «языков»! – рассказывает Мансур Юсупов. – Кроме настройки нужно заниматься и наладкой инструмента, чтобы все работало так, как должно работать. Орган - это сложное техническое сооружение, которое требует к себе особого внимания». Говоря о жизни, которая уготована органу Кафедрального собора, оба органиста видят ее долгой и счастливой. «Самый старый действующий орган находится в Сьоне, Швейцария и построен он в 1390 году. Мне на нем даже удалось поиграть однажды, это настоящая машина времени, - говорит Евгений Авраменко. - Органы звучат веками, и я думаю, что наш тоже переживет и нас, и наших детей, и внуков, и даже правнуков». Это мнение разделяет и Мансур Юсупов: «Я думаю, что наш орган проживет еще очень долгую и счастливую жизнь, ведь он еще очень молодой. Я играл на органе, которому 506 лет, так что 10 лет для органа - это только начало». Интерактивное знакомство с уникальным органным комплексом Кафедрального собора проходит каждый вторник в 18.00. , 16 ноября 15.00, 17.00, 19.00 и 22.00 МузыКАНТЫ. Ремесло экстаза Всемирный день философии на острове Канта , В 2002 году Всемирная организация ЮНЕСКО объявила каждый третий четверг ноября Днем философии. С 2003 года этот праздник отмечают в России, в этом году в стороне не остается и остров, названный именем одного из самых известных мыслителей. В День философии под сводами Кафедрального собора пройдет полноценный музыкальный фестиваль, в программе которого найдется место и музыке, и размышлениям о бытии. Откроется фестиваль 16 ноября в 15.00 музыкальной лекцией «Незвучащее время», в рамках которой Заслуженный артист РФ, доктор искусствоведения Михаил Аркадьев выступит в жанре бесед за роялем. Музыкальная лекция педагога, ученого и близкого соратника всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского носит название «Имманиуил Кант и феномен незвучащего музыкального времени». В 17.00 тут же пройдет открытая лекция «Фонетика мироздания в музыке и языке» доктора филологических наук, профессора Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Владимира Гильманова. В 19.00 за фортепиано вернется Михаил Аркадьев и вместе с Камерным оркестром Калининградской областной филармонии, титулярным органистом Евгением Авраменко, а также лауреатами международных конкурсов Гаиком Казаяном (скрипка) и Рустамом Комачковым (виолончель) даст концерт «Звучащее время». В программе концерта произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, П.И. Чайковского, А. Пьяццоллы, Ж. Массне, В.А. Моцарта, А. Вивальди и М. Таривердиева. Также впервые в России будет исполнено произведение самого М. Аркадьева «Пассакалии для струнного оркестра и органа». Завершится фестиваль ночным выступлением Михаила Аркадьева, которое начнется в 22.00. В рамках концерта «Ночной Бах» прозвучит 15 двухголосных инвенций, 15 трехголосных симфоний и 12 маленьких прелюдий для клавира. 7 ноября 19.00 Великий немой. Показ немого кинофильма «Броненосец «Потёмкин» с музыкальным сопровождением Екатерины Мельниковой (орган, Москва) Первый концерт абонемента №1 «Слушаем кино» В мире органной музыки Екатерина Мельникова – суперзвезда и нарушительница традиционных укладов, исполнительница, смело бросающая вызов стереотипам, связанным с академической музыкой. Она с отличием окончила Московскую Государственную Консерваторию им. П.И. Чайковского, затем без экзаменов была принята в аспирантуру лондонской Королевской академии музыки. В течение нескольких лет занимала пост главного органиста одного из крупнейших соборов Москвы, а также вела класс органной импровизации в РАМ им. Гнесиных. С 2009 года Мельникова выступает с экспериментальными программами, сделанными в формате органных шоу. Она первой в России отказалась от академического построения органных концертов и регулярно представляет публике театрализованные органные перформансы, в которых органная музыка встречается с танцем, видеоинсталляциями, лазерными шоу. , В Кафедральном соборе Екатерина Мельникова также выступит в необычной, с точки зрения академического подхода, ипостаси. 7 ноября органистка озвучит немой шедевр Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». Когда-то давно, еще в 1999 году, Екатерина Мельникова стала лауреатом I Международного конкурса органистов имени М. Таривердиева в Калининграде и была удостоена III премии и специального приза. Сейчас, спустя много лет, она возвращается в Кафедральный собор для того, чтобы представить новое прочтение одной из самых легендарных кинокартин в истории., 12 ноября 18.00 Беглец Кнайпхофа Калининградский областной симфонический оркестр исполняет оркестровые фрагменты из опер Р. Вагнера, Рихард Вагнер – крупнейший реформатор оперы и композитор, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру. Работы Вагнера окружены мистицизмом и символизмом и до сих пор будоражат слушателей. В рамках концерта «Беглец Кнайпхофа» Калининградский областной симфонический оркестр под руководством Аркадия Фельдмана исполнит оркестровые фрагменты из опер Р. Вагнера: «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Валькирия». , Напоследок интересные факты о калининградском органе., Фото: Юлия Алексеева

Кафедральный обзор: Секреты первого юбилея крупнейшего органа России и главные события ноября
© Tvoybro.com