Войти в почту

Саксофон - инструмент, не различающий музыкантов по оттенкам кожи

Бельгийский мастер Адольф Сакс не имел отношения к политике. Он знаменит тем, что изобрел саксофон. Обидно. Не за саксофон, конечно — за политику. Представьте, как бы в таком случае прозвучала в середине XIX века его фраза о создании инструмента, "который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными". Идеальный лозунг для формирования механизма молодой европейской демократии… Кстати, инструмент этот, с моей точки зрения, действительно легко вписывается в символику социального равенства. Если вообще такое понятие применительно к музыке. Впрочем, почему бы нет? Саксофон, как нигде больше, обусловил уникальность звуковой палитры джаза. Направления, корнями уходящего в самые глубокие социальные низы. Это сразу же превратило его в один из наиболее массовых инструментов, используемых музыкантами, независимо от социального положения, расы и цвета кожи. Бил Клинтон не случайно кичился своим умением играть на саксофоне. Надо полагать, по мнению имиджмейкеров это создавало ему реноме очень демократичного политика. Согласитесь, играй экс-президент США, скажем, на скрипке — вряд ли подобное увлечение стали бы афишировать столь же броско. Все-таки скрипке больше к лицу титул "королевы музыки". И даже рояль, на котором афроамериканцы, китайцы или японцы, пожалуй, дадут сегодня фору многим белым исполнителям, на политической сцене смотрится не столь привлекательно. Не потому ли никто особо не заострял внимания электората на том, что Кандолиза Райс, много лет занимавшая пост госсекретаря, по своей основной специальности пианистка?.. Вернемся, однако, к Адольфу Саксу. Благо, живя в Европе, появления джаза он предугадать не мог. И даже в самых сладких снах не мечтал о популярности, какую приобрело его детище в XX веке. Еще при жизни мастера многие композиторы стали вводить инструмент в партитуры своих симфонических опусов. Берлиоз, Мейербер, Массне, Равель, Бизе. Вслед за ними Рихард Штраус, Рахманинов, Глазунов, Прокофьев, Хачатурян… Но все равно размах не тот. Потому как в джазовом и эстрадном жанре практически ни один оркестровый состав не обходится сегодня без саксофона. А такие выдающиеся исполнители (перечень, понятно, субъективный), как Чарли Паркер, Коулмен Хокинс, Джони Ходжес по ту сторону океана, если угодно, Георгий Гаранян, Збигнев Намысловский, Фаусто Папетти, Игорь Бутман — по эту, воздвигли Адольфу Саксу нерукотворный памятник. Впрочем, существует и рукотворный — в бельгийском городе Динан, где 6 октября 1814 года родился гениальный мастер. Он создал 14 видов саксофонов, из которых сегодня используются семь — сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас и контр-бас. Интересный момент. Некоторые современные ансамбли, целиком состоящие из "саксов", как их зовут в обиходе, по звучанию напоминают симфонический оркестр. Надо, однако, заметить, что популярность саксофона несправедливо затмила многие другие новаторские идеи Сакса. За свою жизнь он получил 35 патентов. В принципе, все, что отливает медью в современных духовых оркестрах, тоже создано или усовершенствовано им. И даже, можно сказать, его руками. Потому что, помимо всего другого, Адольф Сакс был искусным ремесленником. С 10 лет помогал отцу в его мастерской музыкальных инструментов. В 16 — самостоятельно смастерил флейту и кларнет. В 21 — получил Почетную грамоту промышленной выставки в Брюсселе. При этом блестяще закончил Брюссельскую консерваторию по классу кларнета и стал профессиональным музыкантом. Саксофон был запатентован в 1846 году уже в Париже, куда Сакс перебрался в 1842. Название, конечно, звучит с апломбом. Но не спешите с упреками в нескромности. Его придумал не он, а пришедший в полный восторг от нового инструмента знаменитый Гектор Берлиоз. Берлиоз и другие композиторы всячески опекали талантливого изобретателя и музыканта. Адольф Сакс многие годы преподавал в Парижской консерватории. Он защитил диссертацию на тему влияния игры на духовых инструментах на человеческие легкие, опубликовал исследования по акустике и другие научные работы — всего около 40. Тем не менее, высоко ценившие его влиятельные друзья и знакомые из музыкального мира были беспомощны помочь в борьбе с недобросовестными конкурентами. Завистливые мастера и предприниматели не просто травили — ненавидели собрата, сумевшего не только превзойти их талантом, но и выбиться благодаря образованию, знаниям и культуре в высшие слои общества. Примечательно, что изначально, еще за несколько месяцев до получения патента, суд обвинил Сакса в "мошенничестве и фальсификации", указав в решении, будто "музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать". Когда же он заиграл, очаровывая всех своим необычным звучанием, завистники стали обвинять Сакса в плагиате и воровстве. Даже то, что в 1849 году он был удостоен Золотой медали Парижской промышленной выставки, не избавило от судебных тяжб. Они преследовали его всю жизнь. Однажды спасать изобретателя от полного банкротства пришлось даже такому высокопоставленному поклоннику, как Наполеон III. Сакс, как часто бывает с истинными гениями, закончил жизнь в крайней бедности. Оставил после себя пятерых детей, но так и не нашел средств, чтобы официально узаконить брачные узы. Хочется верить, что материальная сторона, как тоже подобает гению, не имела для него решающего значения. Что он был счастлив, удостоившись признания выдающихся музыкантов своего времени. Любопытно, но до переезда в Париж ему предлагали открыть производство в Санкт-Петербурге. Как бы сложилась жизнь Адольфа Сакса, последуй он, скажем, примеру владельцев рояльных фабрик "Беккер" и "Шредер"? В России при высоком покровительстве конкуренты наседать на него наверняка бы не посмели. До 1917-го он бы все равно не дожил. Ну а фабрика стала бы попросту называться чем-то, вроде "Красный Октябрь", как "Беккер"… Впрочем, это уже домыслы. А суть, наверное, в словах Жоржа Бизе. Автора самой мелодичной, по мнению многих меломанов, оперы "Кармен": "Только саксофон может передать нежность и страсть, оттененные сдержанной силой". Наслаждайтесь звуками саксофона! И удачного всем дня!

Саксофон - инструмент, не различающий музыкантов по оттенкам кожи
© Sputnik Грузия