Войти в почту

Иммерсивность как главное блюдо

Елена Стафьева об ужине в гранд-отеле «Европа» в сопровождении перформанса Жанр званого ужина с энтертейнментом обычно не предполагает ничего неожиданного и тем более ничего неожиданно художественного. Обычно это некий формальный сюжет, в данном случае — реконструкция путешествия на «Восточном экспрессе», актуализированного новой киноверсией романа Агаты Кристи (и отелем, и поездом владеет компания Belmond). Ну еще бар с коктейлями (Johnnie Walker), некоторый изящный продакт-плейсмент (чемоданы Globe-Trotter и украшения Yana) и, собственно, несколько перемен блюд. Поэтому когда после закуски какие-то люди вдруг встают из-за стола и начинают ходить и переговариваться, прочие ужинающие даже не сразу отвлекаются от своих тарелок. Но вот девушка устраивает бурную сцену парню, только что сидевшему напротив, вот к ним присоединяется еще одна пара — тут уже разговоры за столом стихают. Придумал и поставил представление Егор Матвеев, из Gogol School, разыграли молодые питерские актеры, и все, что происходило в исторических интерьерах зала «Лидваль», напоминало спектакли модной нью-йоркской компании Sleep No More, только в более камерном и коммерческом варианте. Впрочем, учитывая, что Sleep No More играли на прошлогодней московской вечеринке Valentino, ничто коммерческое им тоже не чуждо. В какой-то момент пары, разыгрывающие почти бергмановские сцены из супружеской жизни, исчезали в перспективе парадной лестницы, и появлялась следующая перемена блюд, потом опять начиналось какое-то завихрение, вновь доносились крики, снова слышались упреки и угрозы. И так далее, но к моменту подачи горячего сюжет сделал детективный разворот. «Иммерсивность» — слово, без которого сегодня обходится редкий культурный пресс-релиз, и попытаться внедрить эту сущность во вполне коммерческое мероприятие вполне естественно. Но тут важно сделать так, чтобы сугубо коммерческое, маркетинговое и художественное существовали в мерцающем режиме, не распадаясь, а, напротив, плавно перетекая друг в друга. И потому коммерческое тоже должно быть сделано с фантазией и тщанием — например, шеф этого ужина Сергей Андреев приготовил историческое меню «Восточного экспресса», которое нашли в архиве «Европы» специально к этому вечеру. Именно его и предлагали героям Агаты Кристи. И конечно, такое соединение гастрономических штук с модным художественным опытом — это очень современно.