Войти в почту

«Скелеты» для старой черепахи

«Быть или не быть?» - гамлетовский вопрос, похоже, вплотную подкрался к нашему детскому кино. На днях в Общественной палате России состоялся круглый стол на тему «Детское кино в России как модель экономического сектора». На первый взгляд, кажется: о каких экономических моделях может идти речь, если дело касается детских душ? Ан нет, без оных, оказывается, не обойтись. Уже попробовали - не получилось! Как замечательно было в советские времена! Юное поколение, родившееся в 1960-70-х годах, росло на фильмах Александра Роу и Геннадия Казанского, Алексея Баталова и Надежды Кошеваровой, Ричарда Викторова и Леонида Нечаева. В год в стране снимался с десяток картин, они исправно появлялись в кинотеатрах и на ТВ, куда их с распростертыми объятиями принимали государственные чиновники от телевидения. И показывались эти фильмы в правильное для неокрепшего детского организма время. А все потому, что существовала государственная политика в отношении «самого главного из искусств»! Чувствуете, куда клоню? А что сегодня? За почти три десятилетия коммерция сделала свое черное дело, снимать детское кино стало невыгодно: ТВ его не берет - рекламу не вставишь, закон не позволяет. Вот и опустили киношники руки. Посему заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис на том самом круглом столе и настаивал на разработке экономической модели, которая будет приносить прибыль. Ибо сегодня нет прибыли - нет развития. Но за эти годы в шкафу детского кинематографа успели накопиться свои «скелеты»: там и отсутствие качественных сценариев, и отсутствие профессиональных кадров, но главное - упомянутая невозможность пробиться на экран. При том, что решение проблемы доступа детей к современному российскому кино во многом зависит именно от телевидения. Сумеют ли телеканалы умерить свою алчность, посвятив часть эфирного времени детскому контенту? Эту мысль высказала генеральный директор Роскино Екатерина Мцитуридзе, приведя в пример Францию, где этому контенту создаются особые условия в национальном прокате. Ну а пока «этот странный народ взрослые» думают, «как их убыточное хозяйство превратить в прибыльное…», детки сами, похоже, нашли выход. Вот, например, семнадцатилетний Николай Лысенков, автор нашумевшего фильма о проблемах подростков «Я был, есть, буду» на том же круглом столе сообщил присутствующим спикерам, что его «одноклассники родителей давно не уважают, историей страны не интересуются, и телевизор не смотрят – скучно, да и лица одни и те же». И что контакт с аудиторией его возраста можно найти теперь, разве что на онлайн базах. При этом молодой человек легко и доступно сформулировал ту самую идею, которая давно носится в воздухе: «Надо на идеологическом (!) уровне формулировать основной концепт, чтобы молодежь понимала какие-то элементарные ценности». Только вот доносить этот «концепт», похоже, придется теперь уже посредством совсем других ресурсов и инструментов, интегрируясь в интернет. Так что, дорогие товарищи взрослые, играть, видимо, придется уже на чужом поле. Если к моменту, когда сподобимся начать игру, кто-то из них вообще захочет в ней участвовать.

«Скелеты» для старой черепахи
© Вечерняя Москва