Войти в почту

Обнаженная женская натура в русской живописи: почему так стыдливо?

Русскому искусству уже более тысячи лет, а с шедеврами мирового значения, изображающими обнаженную девичью натуру, у нас небогато. Художники очень долго стеснялись и боялись рисовать голых женщин. Рассказываем, как это связано с географией и особенностями исторического развития России, национальным характером, ну и вообще — отношением нашего народа ко всякой «срамоте». Игорь Попов. «Первый снег. Утро». 1984 Виновата церковь Неизвестный художник. Религиозный лубок «О девице Марии и ее посмертном явлении отцу». 1904–1905. ГИМ Виновата география Чтобы считать те или иные вещи «красивыми», требуется привычка, долгое приучение. Например, Америка поверила, что чернокожая девушка может быть реальным секс-символом благодаря тому, что Голливуд лет тридцать занимался наглядной агитацией (если вести отсчет с 1970-х, когда среди девушек Бонда появились первые афроамериканки). Чтобы обнаженное тело в искусстве стало красивым и повсеместно дозволенным, требовались столетия тренировки глаза. А также очень мощная идеологическая обработка, в ходе которой всем внушали, что тело есть отражение божественной гармонии, поэтому заслуживает восхищения (гуглить «калокагатия»). В Европе такой взгляд утвердился где-то в V веке до н. э. — в Древней Греции. Культуры, не имеющие отношения к античной, в вопросе наготы комплексуют — возьмите что мусульманскую, что традиционную японскую. Генрих Семирадский. «Женщина или ваза?». 1887. Sotheby’s Виновато отставание Скульптуры обнаженных богов и героев тщательно изучали и копировали, их позы использовали для картин на вполне христианские темы. Георг Кристоф Гроот. «Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры». 1747–1748. ГМЗ «Царское Село» В XVIII столетии наших художников неподготовленными кинули в эту реку: хочешь жить — выплывай! И весь первый век они осматривались по сторонам, привыкали, писали какие-то картины на мифологические и религиозные сюжеты. Нагота не очень удавалась. Да и учитель (Европа) в тот период переживал нелучшее время. Везде царил академизм — холодный и целиком рассудочный стиль, в котором античные образцы считались эталоном, но при этом выходило все абсолютно бездушно и театрально, без огонька. В искусствоведении считается, что «голый» и «обнаженный» — это совершенно разные прилагательные: первый эротически возбуждает или шокирует, а вторым можно восхищаться вслух в приличном обществе. Виноват национальный характер Типичное замечание иностранцев о русских: «Почему они так мало улыбаются?!» (Кстати, правильный ответ таков: «Если русский начал улыбаться, значит случилось что-то плохое».) Мы нация угрюмых индивидуалистов, которые долго раскачиваются и редко показывают эмоции. Люди воображения, а не практических дел. И поэтому русскому народу так полюбилось христианство именно в его православном варианте. Целомудрие, неприязнь к выставлению интимного, неприличного напоказ — одна из черт нашего массового бессознательного. На изобразительное искусство это, разумеется, влияло сильно. В живописи XVIII — первой половины XIX века обнаженных мужчин в разы больше, чем женщин. Нагой античный герой на картине Лосенко или Александра Иванова всем своим обликом демонстрирует идеальную целостность, гармонию великолепного тела и прекрасной души. Пригласить в качестве натурщицы в рисовальный класс к мальчикам настоящую женщину? Боже мой, это же неприлично! Случилось подобное лишь, страшно сказать, в 1897 году: Валентин Серов настоял. Представляете, у них там через двадцать лет царя расстреляют — а они только голую женщину впервые ученикам показали! Константин Маковский. «Суд Париса». 1880-е. Музей Фаберже, Петербург Срисовывать приходилось с мраморных статуй. Живых натурщиц, чтобы раздеть их и изучить как следует, брали где могли, фактически доставали «из-под полы». Карл Брюллов и многие другие ездили в Италию — там работали профессионалки. Алексей Венецианов эксплуатировал своих крепостных крестьянок. Проблема была еще и в том, что богатый русский клиент вяло покупал «ню» кисти соотечественников; проще было привезти из-за границы импортные картины живописцев классом повыше, из тех, кто был пограмотнее в вопросах женской наготы. К последним десятилетиям XIX века стало веселее: количество покупателей сильно выросло (буржуазия разбогатела). А благодаря французам салонная живопись, обязательными персонажами которой были обнаженные «античные нимфы» с полной эпиляцией, вошла в моду (у нас нишу заняли Генрих Семирадский, Константин Маковский). И вообще нравы к тому времени стали посвободнее. Виновато государство Если в империи царит разврат, значит она загнивает — что Римская, что Российская. В течение XIX века цензоры царизма активно боролись с порнографией. Именно поэтому, кстати, на всех старинных фотокарточках имеются тиснения с логотипами и фамилии фотографов — чтобы они не могли подпольно эротическую продукцию печатать. Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Но после революции, по мере того как крепло Советское государство — новая империя, голые женщины становились все менее и менее уместными. Политический климат делается более суровым — ханжество растет; мы это и по себе знаем. Помните, сколько в 90-х и 2000-х было всяких обложек «Спид-Инфо» и агрессивной рекламы досуга с глянцевыми фотографиями силиконовых девиц? В глазах от стендов прессы рябило, как от порнобаннеров, — теперь всё прикрыли. Так и советское искусство с 1930-х годов утрачивает здоровый эротизм, пробуждающий у мужчин живые реакции. Спортсменки, комсомолки становятся идеально прекрасными. Русская (вернее, советская) женщина снова обнаженная, а не голая. Потому что дух подвига, который сплотил молодую страну, требует идеологически верной иллюстрации. Да и само государство в утрированной форме (как это обычно бывает) отражало национальный характер и потому стыдилось откровенной наготы и сладострастия. А нежные эротические картины, конечно, можно писать — для себя, в мастерской — и никому не показывать. И фотографии делать — но осторожно, а то посадят за порнографию, как великого Александра Гринберга в 1936-м. И грудь у Матильды в кино ни в коем случае не должна вываливаться.

Обнаженная женская натура в русской живописи: почему так стыдливо?
© Нож