Войти в почту

Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья

Фото: Ули КауфманнГрюнхайнихен — идиллическая деревня с фахверковыми домами и улицами, выложенными булыжником. Она находится на востоке Германии, в Саксонии, в районе под названием Рудные горы. Здесь находится знаменитая фабрика Wendt & Kühn, более ста лет выпускающая статуэтки из дерева и музыкальные шкатулки. Сегодня мы побываем на экскурсии и посмотрим, как делают златокудрых ангелов, музыкантов и Санта-Клаусов. Прямо перед фабрикой Wendt & Kühn стоит знак с улыбающимся и болтающим ножками ангелом, который играет на скрипке. «Каждый год 350 000 музицирующих ангелов покидают стены фабрики, каждый из которых прошел через наши руки», — рассказывает Катлин Тиле, работающая в отделе маркетинга. История деревянных статуэток началась в 1915 году, когда Грете Вендт и Маргарете Кюн, две выпускницы саксонской Королевской школы искусств и ремесел, основали мастерскую. В 1920 году Кюн ушла из мастерской, и её сменила Олли Соммер. Две девушки показывали свои статуэтки на разных выставках, а в 1937 году завоевали золотую медаль на международной выставке в Париже. Фабрика до сих пор расположена в традиционном фахверковом доме, принадлежавшем Грете Кюн, и управляет производством третье поколение Вендтов, потомков Клаудии Баер и Флориана Вендта. Образцы дерева Процесс работы над фигурками начинается на дровяном складе. «Здесь мы обрабатываем бревна, распиливая их на бруски. Мы берем бревна у постоянных поставщиков, и после этого ждем около двух лет, чтобы бревна просохли и из них можно было выпилить круглые или квадратные в сечении болванки», — рассказывает Катлин. Сушка дерева — целое искусство, и заниматься им нужно заранее, задолго до того, как бревна превратятся в статуэтки. Для этой деликатной работы используются лишь четыре вида древесины: бук, липа, клен и канадская ель. Липа и клен по своим качествам относятся к породам средней мягкости, их используют для деталей, требующих ручной обработки. Например, для рук ангелов или шляп и штанишек цветочных мальчиков. А вот головки делают из бука, который относится к твердым породам. Благодаря этому получается идеально гладкая поверхность, на которой можно нарисовать лицо. «Ель хорошо звучит. Звук можно услышать, если постучать по сухой деревяшке из ели. Поэтому мы делаем корпуса для музыкальных шкатулок из хвойных пород», — рассказывает Катлин. На фото: рабочий за токарным станкомВысушенное дерево сначала поступает в токарный цех. Там с него снимают стружку на станке с помощью разных насадок. «Благодаря точным движениям токаря появляются не только контуры будущей фигурки, но и мельчайшие элементы — орнамент или локоны ангела, каждый из которых всего миллиметр длиной. Это требует практики, знаний и отличного глазомера», — продолжает свой рассказ наш экскурсовод. На фото: токарь за работойВ 1917 году все началось с ручного токарного станка. В 1930-е на фабрике появились первые полуавтоматические машины. Сегодня на фабрике есть и полностью автоматическое оборудование. «Несмотря на современные технологии, хорошие токари все равно ценятся. На нашей фабрике человека заменить невозможно», — говорит Катлин. Затем детали перебирают вручную, откладывают поврежденные и самые мелкие. Все заготовки приносят в клеевой цех в больших корзинах. Прежде чем детали превратятся в фигурки, потребуются часы ручного труда. Мелкие, еще не окрашенные детали, склеивают. Именно так у ангелов появляются крылья, а у Санта-Клаусов — мешки с подарками. На фото: склеивание деталей в клеевом цехеСклейка деталей требует точного глаза и ловких рук. «Все ручки и ножки ангелов состоят из нескольких частей, так решила еще основательница предприятия Грете Вендт. Вот так мы вдыхаем жизнь в наши статуэтки», — рассказывает Катлин Тиле. Затем склеенные фигурки сохнут несколько дней. После этого их переносят в пропиточный цех, где фигурки окунают в краску — наносят базовый цвет. Так получают равномерно прокрашенный слой, на котором последующие краски смотрятся ярче. Чтобы слой краски не оказался слишком толстым, фигурки ставят на тонкие стержни и закручивают. Во время прокрутки убираются излишки краски, а уже после этого покрытие высыхает и затвердевает. Прежде чем перенести статуэтки в покрасочный цех, их сушат десять дней. А уже в покрасочном цехе прорисовывают лица и мелкие детали. На фото: художник раскрашивает мелкие детали фигурки Санта-КлаусаПочти все сотрудники покрасочного цеха — женщины. Они сидят за длинными рабочими столами. Уверенной рукой и деликатными мазками они наносят румянец на щеки музицирующих ангелов или узоры в горошек на их крылья — визитную карточку Wendt & Kühn. Наш сопровождающий подчеркивает, что все цвета и узоры сохраняют такими, какие выбрали основательницы фабрики. Эти примеры до сих пор служат руководством для художников.В работе над фигурками используется около 400 различных оттенков. «Раскрашивая фигурки, Грете и Олли Вендт вдохновлялись природой. Голубой как незабудки, голубой как лед, небесно-голубой — ни один из оттенков голубого нельзя заменить другим тоном, то же относится и к остальным цветам», — говорит Катлин. На фото: художник за работойПрежде чем использовать краски, размешанные вручную, их проверяет Керстин Лоренц. «Смешивание красок можно только почувствовать, это идет изнутри», — говорит Керстин. На вопрос, можно ли этому научиться, она отвечает: «Да, я училась смешиванию цветов с самых основ. Я много экспериментировала: старалась добиться определенного тона или смешивала разные цвета и оттенки. Так что на первом месте всегда стоит практика, практика и только практика». Самые знаменитые фигурки фабрики — маленькие ангелы с узором из 11 точек на крылышках. Оттенок зеленого, которым окрашены крылышки ангелов, — главный секрет компании, его никому не открывают. Иначе, как шутит Крестин Лоренц, все небесные ангелы потребуют такие же крылья. Лица фигуркам рисуют в последнюю очередь, и только нескольких художников допускают до этой стадии. Только они могут нарисовать смеющиеся глаза, улыбающиеся рты и маленькие носики. На готовых фигурках снизу ставится печать W.u.K. в отделе упаковки. К этому моменту статуэтки уже прошли через многие руки. «Полный цикл изготовления деревянной статуэтки от склеивания до нанесения завершающих штрихов занимает около шести недель», — говорит Катлин Тиле. Спрос на традиционные деревянные фигурки из Саксонии очень велик. Их очень любят коллекционеры, у многих эти статуэтки ассоциируются с детскими воспоминаниями или рождественскими рассказами. А для остальных ангелы с детскими лицами, радостные музыканты и Санта-Клаусы с мешками, полными подарков, символизируют идиллический мир, полный тишины, гармонии и волшебства. И спрос на эти фигурки есть во всем мире, они известны далеко за пределами Германии. Фабрика поставляет фигурки в 25 крупных японских супермаркетов, и статуэтки можно увидеть в резиденции японского императора. Королева Швеции Сильвия дарит внукам сладости, упакованные в деревянные сундучки, сделанные на фабрике. «В октябре 2012 года фабрика получила запрос от студии Уолта Диснея, которая в тот момент снимала фильм о своем основателе, Уолте Диснее. Есть свидетельства, что он был поклонником фабрики Wendt & Kühn. И некоторые из фигурок, украшавших его студию, нужно было восстановить как можно точнее», — рассказывает Катлин. Вот так, среди звездных имен Тома Хэнкса и Эммы Томпсон в титрах «Спасти Мистера Бэнкса» (2013) и появились фигурки фабрики Wendt & Kühn.ПО ТЕМЕ…Портрет: Российские новогодние игрушки от фабрики «Елочка»Портрет: Испанский мастер по дереву в российской глубинке

Портрет: Как деревянные ангелы Wendt & Kühn обретают крылья
© Houzz.ru