Войти в почту

Аниме, которым нам запомнился 2017 год

Не считая выхода Devilman: Crybaby на Netflix, зимний сезон только начался. Удобное время наверстать упущенное за минувший год. Мы решили рассказать о прошлогодних тайтлах, которые так или иначе достойны внимания. Это не попытка составить топ лучших или упомянуть всё хорошее: вопреки стереотипам, хорошего аниме выходит слишком много, чтобы всё охватить.

Аниме, которым нам запомнился 2017 год
© DTF.RU

Начнём с полнометражных фильмов.

«Весенняя ночь коротка» / «Ночь коротка, гуляй девчонка»

Масааки Юаса — один из ярчайших японских аниматоров и культовая фигура в аниме-сообществе. Одни влюбляются в авторский стиль, других отпугивает нестандартная рисовка и подача. До появления Devilman: Crybaby творчество Юасы был нишевым, но даже если вы не смотрите аниме, вполне могли видеть хотя бы одну его работу: японец написал и снял самый безумный эпизод мультсериала Adventure Time (Food Chain — 6 сезон, 7 серия). И опенинг сам спел. Вот кусочек, но лучше посмотреть целиком.

Для работы над этим эпизодом Юаса основал в 2013 году собственную студию, Science SARU, у которой в минувшем году вышла полноценная дебютная работа — фильм Yoru wa Mijikashi Arukeyo Otome по одноимённому роману Томихико Морими.

Здесь нужно небольшое предисловие.

В 2010 году Юаса уже экранизировал другую книгу автора, «Сказ о четырёх с половиной татами» (Yojouhan Shinwa Taikei). Это, вероятно, лучшая работа режиссёра. Небольшой сериал показывал странную жизнь безымянного паренька в университете Киото. Вдохновлённый бесконечными перспективами, герой записывался в студенческий клуб, но мерзкий друг Одзу портил ему жизнь и мешал добиться расположения прекрасной девушки Акаси. Разочарованный парень каждый раз перематывал время назад и вступал в другой клуб.

Это чёрная комедия на стыке магического реализма и полного сюра. Начинённая крутыми идеями, она подавала их в понятной, необычной и чертовски увлекательной форме. Чтобы передать гротеск и развесёлый хаос книги, Юаса использовал визуальный язык анимации на полную катушку. Минималистичная рисовка, постоянная смена палитры, перспективы и пропорций. Порой Юаса использовал живую съёмку, пропущенную через кучу фильтров. А раз главной темой сериала было неумолимое течение времени, герои разговаривали с огромной скоростью.

Сериал начинён нестандартными техниками подачи, символами и мельчайшими деталями, которые подчёркивают восприятие каждой сцены и психологический рост героя. И всё это — не в занудной драме, а в динамичной остроумной комедии.

А теперь Масааки Юаса собрал людей, с которыми создавал этот сериал — и снял полнометражку по книге того же автора, в том же сеттинге и стиле.

«Весенняя ночь коротка» рассказывает похожую историю. Главных героев двое: робкий студент университета Киото (известен просто как Сэмпай) по уши влюбился в падкую на алкоголь красотку Темноволосую и постоянно подстраивает «случайные» встречи с ней, но не решается на большее.

Темноволосая — простодушная и наивная студентка, усилия героя она не замечает, а интереса к нему пока не испытывает. Но одна безумная ночь в Киото может быть длиннее года. Девушка отправляется на прогулку, а Сэмпай решает наконец сделать первый шаг. Свести их помогают сверхъестественные сущности, боги и куда более странные существа — люди.

Вино в Киото льётся рекой, а Темноволосая может пить его хоть вместо воды

Фильм настолько перекликается с «Татами», что тянет на своеобразный сиквел. Из сериала перекочевало не только место действия, но и некоторые персонажи, и многие ключевые темы. А с ними и стиль: герои снова тараторят, а за полтора часа хронометража ночная прогулка превращается в вереницу приключений и знакомств с колоритным населением Киото. Безумных и похожих на череду случайностей. Но, как и «встречи», которые Сэмпай подстраивал с Темноволосой, ничто в этом мире не случайно.

Киото в фильме — хаотичное и волшебное место. Здесь наручные часы отмеряют годы со скоростью секунд, а за старые книги устраивают конкурс на поедание острой пищи. Здесь обитают коллекционеры древних японских порнокартин и мужик, который не меняет трусы, пока не исполнится его заветное желание. У местных даже есть традиционный танец софистов. Вот такой:

И это далеко не самые чудаковатые вещи в городе: чем дальше, тем страннее и страннее. Как по содержанию, так и по форме. Визуальный стиль «Татами» в формате полнометражки сияет во всей красе. Для каждой сцены Юаса всё так же подбирает уникальную палитру, играется с анимацией движения, искажает геометрию и дизайн персонажей, выдаёт абстрактные образы и метафоры, превращает героев в силуэты. Можно назвать это позёрством, но всегда виден осознанный выбор красок и форм.

Но теперь всё это щедро анимировано. На экране постоянно что-то происходит, а палитра и декорации сменяют друг друга порой в реальном времени. Рисовка всё ещё минималистична, даже карикатурна. Но в этом весь смысл: благодаря работе с цветом и формами Юаса безупречно подчёркивает настроение каждой сцены и просто приковывает взгляд. Фильм воплощает всю силу визуального языка, доступного только в анимации.

«Весенняя ночь коротка» — насыщенная романтическая комедия. Легкомысленная и гротескная. Поучительная и увлекательная. Начинённая сатирой и побуждающая торопиться жить. Она самодостаточна и не требует знакомства с творчеством Юасы.

Но если вы смотрели «Сказ о четырёх с половиной татами», то получите больше удовольствия. Сериал настолько же странный и самобытный, однако его сюжет было легче воспринять — во многом благодаря эпизодической структуре и более обстоятельной экспозиции. А без знакомства с сериалом вы упустите элемент интертекстуальности: среди знакомых героев мельком появляется даже ковбой Джонни.

Но ничто не мешает сначала посмотреть фильм, а потом уже сериал.

Yoake Tsugeru Lu no Uta

«Лу за стеной»

Хаяо Миядзаки хотел снять сиквел своего очаровательного фильма Ponyo («Рыбка Поньо на утёсе»). Продюсер Тосио Судзуки сказал, что ему это не интересно, и предложил сделать фильм про авиаконструктора Дзиро Хорикоси. Так появился «Ветер крепчает».

В прошлом году на официальном аккаунте студии Ghibli в Фейсбуке появился пост с анонсом Ponyo 2 на 2017 год. Пост опубликовали первого апреля.

Но своеобразная наследница Ponyo в прошлом году действительно появилась: «Лу за стеной». И это вторая работа Масааки Юасы в студии Science SARU.

Главный герой — депрессивный подросток Кай, который после развода родителей переехал из Токио в рыбацкий городок. Кай сторонится людей, а всё свободное время посвящает музыке. Школьные друзья Кунио и Юхо пытаются вытащить замкнутого парня из кокона и зовут играть в музыкальной группе.

Но по-настоящему жизнь героя изменится после визита на Остров Русалок. С Каем решает познакомиться маленькая русалка Лу.

Русалку привлекает песня, которую исполняет Кай: от музыки у неё раздваивается хвост, Лу круто танцует и поёт. А за ней невольно пускаются в пляс окружающие. Герои берут её в свою группу, но пытаются скрывать: жители города не верят в русалок, но в местных легендах ничего хорошего про них не говорится.

В какой-то момент всё, конечно же, идёт не по плану.

Это самая дружелюбная к постороннему зрителю работа Юасы: фильм адаптирует его стиль под стандарты массового аниме. Умеренный минимализм в дизайне, устойчивая палитра, никаких диких экспериментов и откровенного сюрреализма. Школьники здесь выглядят почти как в обычном аниме, а в основе сюжета — добрая история взросления, в которой меланхоличный подросток учится улыбаться и дружить.

Но это Юаса. Фильм можно назвать «Рыбка Поньо на наркотиках». Вместе с Лу в мир героев постепенно проникает волшебство подводного мира, и картинка передаёт чудеса в типичной авторской манере: через эксперименты над рисовкой, искажение пропорций и прочее буйство красок. Магия Лу сама по себе потрясно поставлена, а ближе к концу в рыбацком городке происходят совсем странные дела.

Юаса писал сценарий совместно с опытной сценаристкой Рэйко Ёсидой, но это не самая сильная сторона фильма. История в «Лу за стеной» простая и предсказуемая. Это нормально для семейного кино. Однако персонажи — растраченный потенциал. История о конфликте общества с природой не подкрепляется чёткими личными проблемами главных героев. Здесь нет увлекательной динамики отношений и очевидного преобразования характеров. Особенно обидно за Лу: людям есть, чему поучиться у неё, но не наоборот.

Возможно, так и было задумано: в рамках фильма морские жители символичны. Но когда дело доходит до кульминации, настоящему катарсису просто неоткуда взяться.

Несмотря на это, «Лу за стеной» — хороший фильм. Добрый, причудливый и красивый. Недостатки сценария он компенсирует визуальным рядом и режиссурой, поэтому отлично подходит для семейного просмотра.

«Люпен III: Кровь Гоэмона Исикавы»

В прошлом году франшизе «Люпен III» исполнилось 50 лет, поэтому она достойна если не отдельного текста, то хотя бы небольшого ликбеза. Манга о похождениях внука Арсена Люпена стала воплощением бульварного чтива: забавные приключения в духе старой бондианы, голливудские стереотипы, кровь и обнажёнка. Слепок западной культуры глазами автора.

У нас Люпен не особо известен, однако на родине манга обрела бешеную популярность, которая вылилась в огромный поток экранизаций, а полнометражное аниме «Люпен III: Замок Калиостро» — режиссёрский дебют Хаяо Миядзаки. Без похождений Люпена не появилось бы множество тайтлов, начиная с Cowboy Bebop. Даже Хидео Кодзима отмечал влияние Люпена на свои игры.

EVA из Metal Gear Solid 3, например, срисована с Фудзико

Франшиза очень проста и потому пластична. Беззаботный, но хитрый вор Люпен III работает в паре со стрелком Дайскэ Дзигэном (помесь гангстера с героем вестернов). Иногда их пути пересекаются с роковой красоткой Фудзико Минэ и стереотипным мечником Исикавой Гоэмоном XIII, потомком легендарного японского героя. На Люпена ведёт охоту инспектор Коити Дзэнигата, но ловкий преступник всегда сбегает.

Это всё, что вам нужно знать, чтобы посмотреть небольшой прошлогодний фильм длиной 50 минут.

Логически «Кровь Гоэмона Исикавы» — продолжение сериала «Женщина по имени Фудзико Минэ» и фильма «Могила Дайскэ Дзигэна», которые делали ставку на мрачный нуарный стиль, а в центр сюжета помещали заглавных героев. Теперь своего сольника дождался и Гоэмон. Парень, который умеет разрезать пули катаной.

Его история — чистокровный самурайский боевик. Гоэмон нанимается телохранителем якудза, но его работодателя случайно убивает легендарный наёмник, который охотится на Люпена. Чтобы отстоять самурайскую честь, Гоэмон должен смыть позор кровью убийцы. А охотника легче всего поймать там, где жертва: поэтому мечник ищет Люпена III.

У спин-оффа в целом более взрослый настрой, но броский стиль и юмор никуда не делись

Убийца, кстати, этот пуленепробиваемый детина с двумя топорами вместо оружия.

История простая, гротескная и стереотипная. В этом весь смысл: не надо воспринимать фильм всерьёз. Надо наслаждаться самыми зрелищными и кровавыми боевыми сценами с участием катаны со времён Afro Samurai.

По всем канонам самурайских боевиков кровь хлещет исключительно фонтанами

«Кровь Гоэмона Исикавы» — стремительный и великолепно поставленный боевик. Самоироничный, но на редкость жестокий. Можете оценить на примере одной из местных сцен. По меркам фильма она далеко не самая кровожадная и изобретательная: в финале от людей крупным планом куски мяса с костями срезают. С хорошей плавной анимацией, надо сказать.

Но лучше просто поверить на слово и увидеть все схватки в контексте истории.

Несмотря на схематичный вид и несерьёзный подход, сюжет выполняет главную задачу: заставляет сопереживать Гоэмону. Его главный враг до абсурда силён, а режиссура помогает проникнуться фильмом в те моменты, когда сюжет отделывается иронией.

Если вы ещё не смотрели ни одно аниме про Люпена III, можете начать прямо с этого фильма. Другие герои в нём появляются мельком, но общее впечатление о них составить можно. Чтобы увидеть больше нуарного Люпена, можете следом наверстать сериал про Фудзико и фильм про Дайскэ. Лёгкую жизнерадостную сторону франшизы лучше всех, конечно, передал фильм Хаяо Миядзаки. А если будет мало, в 2015 году вышел отличный эпизодический сериал Lupin III о похождениях вора в Италии.

Фильм Миядзаки стоит посмотреть в любом случае.

«В этом уголке мира»

Полнометражное аниме обычно добирается до западного зрителя с большим опозданием. Только в прошлом году можно было посмотреть самые нашумевшие полнометражки 2016-го: «Твоё имя» Макото Синкая, «Форма голоса» Наоко Ямады. Про первую мы писали ещё в статье про аниме для тех, кто не смотрит аниме. Про вторую можете почитать в личных итогах Лёши Сигабатулина. Обе вызвали такой ажиотаж, что их уже посмотрел каждый, кто хоть немного интересуется японской анимацией.

Но в 2016 году вышел ещё один фильм, который добрался до Запада лишь минувшей осенью. «В этом уголке мира» Сунао Катабути по манге Фумиё Коно создавался с помощью краудфандинга. После выхода получил безумное количество наград всевозможных фестивалей кино и анимации, обставив и «Твоё имя», и «Форму голоса». Но в аниме-сообществе не нашумел.

История рассказывает о девушке Судзу Урано. Мечтательная и рассеянная, но добрая и заботливая, она с малых лет любит рисовать, усердно помогает семье по хозяйству и никогда не унывает. Однажды к ней приехал свататься Сюдзаку Ходзё, влюбившийся в Судзу ещё в детстве. Девушку выдали замуж, и она послушно переехала в большую и дружную семью Ходзё. В портовый город Куре, совсем неподалёку от её родной Хиросимы.

Действие происходит в 1944 году, за год до атомной бомбардировки.

«В этом уголке мира» можно сравнить с «Босоногим Гэном» и «Могилой светлячков», но если первый шокировал ужасами ядерного взрыва, а второй давил на жалость, история Судзу показывает катастрофу с необычного ракурса. Да, здесь есть и кошмарные сцены, и пронзительные. Но в центре внимания — повседневная жизнь героев. Маленькие радости и незначительные споры, бытовые мелочи и мечты художницы, которой суждено остаться домохозяйкой. Постепенное взросление героини и развитие отношений с родственниками. Незначительная жизнь в отдалённом уголке мира.

Даже подача у фильма нарочито спокойная и беззаботная. Герои выглядят молодо и мило, а сцены перетекают одна в другую без акцентов: жизнь Судзу просто проносится перед глазами. Следующий день, новый месяц, ещё один год. Всё как вчера и десять лет назад. Звучит обманчиво скучно. На самом деле, отношения между героями затягивают, бытовые мелочи японцев сороковых годов показаны настолько подробно, будто ты прожил с ними в одном доме. А календарь постоянно напоминает о грядущих событиях.

Война вкрадывается в фильм постепенно. Мимо проплывает линкор Ямато. По зелёным полям мелькают тени военных самолётов. Полиция не даёт рисовать пейзаж, подозревая Судзу в шпионаже. Цены растут до абсурдных высот, сахар становится главной роскошью в городе. Ковровые бомбардировки не дают спать. Всё это отражается на быте героев, но до определённого момента остаётся фоном. Да, в жизни много трудностей, но есть и хорошее.

Поэтому когда война берёт своё, выглядит это по-настоящему жутко. И подаётся во всё той же мимолётной манере, от которой не по себе. Беззаботный прекрасный мир фильма на деле оказывается безразличным. Просто теперь на улице гниёт труп какого-то бедняги, который пришёл из соседнего города. Просто семья стала чуточку меньше. Дома разрушены, на дороге воронки. Да, в жизни много ужаса, но твоего мнения не спрашивали. Какой бы кошмар ты не пережил, всё просто утонет в рутине. Как вчера, в прошлом месяце и десять лет назад. Человек ко всему привыкает.

«В этом уголке мира» хочется назвать оптимистичным и жизнеутверждающим, но это была бы ложь. Он действительно учит радоваться своей скучной, полной хлопот рутинной жизни, пока и её не отняли. Но легче от этого не становится. Когда видишь мужество, с которым Судзу держится за свой маленький мирок, проникаешься одновременно любовью к ней и отвращением ко всему человечеству.

Перейдём к сериалам. Мы решили сосредоточиться на тайтлах, которые появились и закончились в 2017 году, а примечательным сиквелам уделили отдельный раздел в конце статьи.

«Военная хроника маленькой девочки»

Знакомьтесь: Таня Дегуршаф. Маленькая белокурая девочка-волшебница в параллельном мире, где в самом разгаре война, рискующая обернуться первой мировой. Не по годам умная и талантливая, Таня умудряется записаться в армию и быстро стать офицером местной империи-агрессора.

На самом деле Таня — реинкарнация японского карьериста-менеджера из нашего мира. Атеист, социальный дарвинист и целеустремлённый психопат. В нашем мире его толкнули под поезд, но бог дал саларимену последний шанс исправиться: переродил в новом мире и теле, но с прежними воспоминаниями. Теперь Таня пытается любыми средствами выжить и доказать, что бог ей не указ.

Уже по завязке понятно, что Youjo Senki — один большой набор гиммиков и театр одного актёра. Весь сериал строится на харизме антигероя. А Таня — антигерой образцовый. Хитроумная и беспощадная. Она обезоруживает нарочито злобными гримасами, но подкупает коварством. Вокруг её характера и борьбы с кознями бога строится весь чёрный юмор, сатира и спектр тем, которые затрагивает тайтл. Они, как ни странно, есть.

По первым сериям не скажешь, но на самом деле Youjo Senki умнее и интереснее, чем кажется. Сериал отталкивается от конфликта между эмоциональной природой человека и холодным аналитическим расчётом, а идеи раскрывает через динамичную историю о военных «подвигах» и незамысловатых коварных планах, которые постоянно генерирует злобный умишко Тани. Весь местный абсурд наслаивается на мир, который более-менее приближен к реальности, но воспринимать Youjo Senki всерьёз не нужно и невозможно.

Сериал легко раскритиковать за непродуманный сеттинг, фетишизм и нереалистичную глупость всех, кто окружает антигероя. Но с главной задачей Youjo Senki справляется: похождения Тани развлекают.

«Дракон-горничная Кобаяси»

Кобаяси — обычный клерк. Днём она работает программистом, вечером пьёт с коллегами, а в остальное время не очень понимает, что делать со своей жизнью. С родителями отношения так себе, личной жизни толком нет. А потом, после очередной попойки, Кобаяси встречает дракониху и как бы между делом приглашает пожить у себя. Та, разумеется, соглашается и нанимается к незадачливой офисной работнице горничной.

Звучит всё страннее, чем оказывается в итоге. «Дракон-горничная Кобаяси» — семейный ситком с драконом. Никаких историй о спасении мира, никаких «роялей в кустах». Суть в другом: через рассказ о семейном быте двух абсолютно разных существ, перед нами раскрываются обычные человеческие темы. Проблема изгоев в обществе, тема расовой дискриминации, дружбы, воспитания детей, даже любви.

«Дракон-горничная» — это аниме, из которого убрали всё лишнее. Долой лор и фэнтезийный бэкграунд, он лишь отвлекает. Где-то есть другой мир, там живут драконы, они порой попадают в наш мир. Всё. Долой сквозную сюжетную линию, моральные дилеммы и прочую чепуху — это ведь история про наше общество, пусть и с драконом, зачем перегибать. Да, на первый взгляд сериал легко принять за шаблонную моэ-поделку, каких каждый сезон выходит с десяток. Но это как раз тот случай, когда внешний вид обманчив. — Алексей Сигабатулин

«Инуясики»

Итиро Инуясики 58 лет, но выглядит он на все 90. Весь мир его игнорирует, даже жена и дети. Вскоре герой узнаёт, что у него рак, жить осталось несколько месяцев, но даже сказать толком некому. Единственный друг Итиро — собака.

Однажды Инуясики приходит в парк, побыть наедине со своей никчёмной жизнью. Тогда его и ещё одного прохожего случайно сбивает летающая тарелка. Инопланетяне решают заменить убитых роботами-двойниками, которые сохраняют все воспоминания оригиналов. Вскоре Инуясики понимает, что случилось. Теперь у него есть сила помогать людям. Но второй робот находит своим способностям другое применение.

Быть поклонником Оку Хирои — дело неблагодарное. Он слил концовку своей главной манги, Gantz. Слил и Inuyashiki. А потом студия MAPPA взялась экранизировать эту мангу — и слила ещё раз.

Грустно, когда плохая развязка сводит на нет хорошую историю, как это случилось в этом году с Seikaisuru Kado. Но «Инуясики» это не касается. «Инуясики» — с самого начала странная трешовая пародия на супергероику и современное общество. Жестокая, эджистая и абсурдная, как OVA времён восьмидесятых-девяностых. Сосредоточенная на грязи этого мира: здесь подростки пытают бомжей, а якудза воруют женщин, сажают на наркотики и насилуют. Дешёвые уродливые вкрапления CG даже уместны: они дополняют общее чувство противоестественности всего происходящего.

«Инуясики» пытается рассказать историю, раскрывать героев и даже драматизировать. Получается плохо. Но вся прелесть сериала — в изобретательных ситуациях. Когда школьник заходит в дом и убивает всю семью непонятными выстрелами из пальца. Обставлено кроваво, абсурдно, изобретательно. Потом в дом приходит дочь, и парень заставляет её обсуждать любимую мангу.

Именно ради таких сцен нужно смотреть «Инуясики». Кровь, грязь, психопатия и абсурд. В одной сцене злодей охотится на троллей с анонимных имиджборд. А только чтобы увидеть, как старый дед-супергерой и японский школьник-психопат стреляют друг в друга из пальцев с криками «бах!» и «тра-та-та!», можно стерпеть и уродливые вкрапления 3D, и слабый сюжет с потугами в психологический триллер, и неубедительный мир, и даже общее падение фантазии: львиная доля интересных сцен приходится на первую половину сериала, после чего масштабы насилия и обилие крови растёт, но изобретательность сцен только падает.

Сериал слишком натужно пытается вызвать сочувствие главному герою, по сути одномерному и пустому. Но порой у него даже получается

«Инуясики» — своеобразный сериал для людей со специфичными вкусами. Многие тайтлы можно описать словами «настолько плохо, что хорошо», но «Инуясики» — особый случай. Он слишком необычен, чтобы не попробовать. Даже если в итоге не понравится.

«Путешествие Кино: Прекрасный мир»

Девушка Кино путешествует на говорящем мотоцикле Гермесе по необычному миру. Континент состоит из обособленных городов, которые могут отличаться по уровню развития на сотни лет: от дремучего Средневековья до общества, в котором всю работу выполняют продвинутые роботы. Ни в одном городе Кино не задерживается больше, чем на три дня: идеальный срок, чтобы изучить новое место и познать его сущность. Каждая остановка — изящная притча, которая раскрывает свою уникальную идею.

По крайней мере, так было в одноимённом шедевральном сериале 2003 года студии A.C.G.T.

Новую экранизацию книг Кэйити Сигсавы взялась делать студия Lerche. Ранобэ о Кино выходит уже много лет, и среди японских поклонников провели опрос: какие истории им нравятся больше всего. Самые популярные попали в новое аниме.

Отношение к сериалу напрямую зависит от того, знакомы ли вы со старой версией и что о ней думаете. Меланхоличная, загадочная, с необычной рисовкой и приглушённой палитрой, она пересказывала одни из лучших книжных историй и придавала им дополнительной глубины. Настраивала на размышления и просто завораживала. Но артхаусная подача при общей дешевизне увеличивала порог вхождения: старое аниме слишком своеобразно.

Сериал 2017 года всё делает наоборот. Стандартная рисовка с закосом под шаблон A-1 Pictures. Расхожие режиссёрские приёмы, яркие краски и лёгкомысленный настрой. А глава про Колизей, которая была в старом сериале и растянулась там на два эпизода, здесь ужата до одного.

С другой стороны, это всё ещё «Путешествие Кино». Не все истории одинаково удачны (даром, что популярны у читателей), а налёт сюрреализма исчез без следа, но такая Кино гораздо привлекательнее для широкой аудитории. Технически сериал исполнен хорошо и стерильно, а философские идеи подаёт ненавязчиво. Это просто хорошее аниме, которое в формате роуд-муви рассказывает концептуальные истории.

В первую очередь, новый сериал — для тех, кого по какой-то причине отпугивает великолепная версия 2003 года. Поклонникам прежней Кино придётся смириться с обезличенной подачей и смотреть только ради самих историй.

«Последнее путешествие девушек»

Две девочки, Тито и Юри, путешествуют по развалинам некогда развитой цивилизации, в которой техника и оружие времён Второй мировой войны соседствуют с гигантскими строениями и роботами. Девушки ищут провизию и при каждом удобном случае задаются самыми разными вопросами о природе человека и всего сущего.

За сериал говорит его эстетика. Реалистичное, очень детально проработанное окружение и предметы. Нарочито примитивная рисовка персонажей. Бесконечно сложные темы, которые затрагивает каждый эпизод. Бесконечно наивное поведение девочек. Холодный, мёртвый город, в котором однотипные постройки напоминают надгробные камни на грандиозном кладбище. Няшный опенинг, в котором девочки танцуют и дэбают.

«Последнее путешествие девушек» — гениальная простота. История, подача, структура: всё сведено к минимализму. Дизайн и поведение девочек настраивает на иясикэй (если просто — аниме для душевного отдыха), но окружающий мир и простенькие сюжетные зарисовки навевают меланхолию и тревогу. Сериал быстро даёт понять, что Тито и Юри — одни из последних людей на планете. Финал одинокого путешествия глупеньких девушек очевиден. Человечество таки умудрилось уничтожить себя, и надежды нет. И смысла нет.

Оригинальная манга закончилась буквально несколько дней назад, и экранизация непременно получит продолжение.

Но смысл и не нужен. Сериал — путь из ниоткуда в никуда, и в этом вся прелесть. Он захватывает сам по себе. Миленькими героинями, превосходной музыкой и видом на человеческое кладбище.

На самом деле, к рисовке быстро привыкаешь

И истиной устами младенца. Вот, например, кусочек одного из эпизодов. Серия посвящена смыслу жизни, а её дальнейшие события иллюстрируют диалог.

Просто, изящно. И так весь сериал. Девочки встречают роботов — сериал иллюстрирует классический вопрос об искусственной жизни. Девочки находят мощное оружие — вопрошается разрушительная природа человека. Не только словами, но и действиями. Аниме поднимает вопросы — и в нарочито примитивной форме даёт правильные ответы. Или не даёт вовсе.

Прелесть шоу — не в сложных размышлениях, а в чистых ощущениях. В этом оно гораздо ближе к Blame!, чем экранизация от Polygon Pictures. И ещё ближе к старой Kino no Tabi, чем новый сериал. Благодаря состоянию, в которое погружает. И мыслям, на которые ненавязчиво настраивает.

«Онихэй»

1783 год. Хасэгава Хэйдзо — глава отдела полиции по борьбе с воровством, убийствами и поджогами. За суровый нрав и жёсткие методы получил в криминальном мире прозвище Онихэй («Дьявол Хэйзо»). В своей работе полицейский использует любые средства, вплоть до пыток, а пойманных преступников периодически превращает в информаторов.

«Онихэй» — эпизодический сериал о разных делах, которые расследует Хэйдзо.

Здесь должен быть великолепный опенинг, но TMS Entertainment старательно его блокирует на YouTube, чтобы поменьше людей заинтересовались сериалом, который и без того прошёл незамеченным. Придётся обойтись трейлером.

В основе лежит популярная серия романов Сётаро Икэнами Onihei Hankachou, стартовавшая в 1967 году. У неё много адаптаций: сериалы, фильмы, пьесы, гэкига. Теперь и аниме.

По сути своей это чистейший дзидайгэки (историческая драма), без фантастики и уклона в резню. Каждый эпизод рассказывает историю очередного преступления, которое распутывает Онихэй. Несмотря на детективную основу, сюжеты больше внимания уделяют персонажам и причинам, по которым они стали преступниками.

Мораль здесь — вещь относительная. Многих людей, пойманных полицией, легко понять, да и сам Онихэй — человек неоднозначный. Несмотря на строгий исторический уклон, сериал пронизан эстетикой нуарных детективов. Даже саундтрек состоит не из традиционной японской музыки, а тягучего блюза.

Это дебютная работа M2, новой студии продюсера Масао Маруямы. В своё время он основал Madhouse и MAPPA и никогда не боялся рисковать. Реалистичная самурайская драма в аниме — тоже вещь нишевая и редкая. У M2 был скромный бюджет — пришлось привлекать аутсорс, поэтому анимация зачастую не самая плавная, периодически даже используются статичные кадры. Но для низкобюджетного проекта Onihei выглядит хорошо, а в ключевые моменты может позволить себе в меру зрелищные и кровавые бои на мечах.

Onihei — важный первый шаг. В будущем M2 планирует экранизировать мангу Урасавы Наоки Pluto и даже OPUS Сатоси Кона.

«АККА: Инспекция по 13 округам»

Джин Отус работает заместителем начальника в инспекционном агентстве организации АККА, которая контролирует все госструктуры королевства Дова. Его работа включает разъезды по 13 округам, на которые поделено государство. Но спокойная размеренная жизнь в Дова — просто ширма, за которой кроются политические интриги и заговоры.

Первые эпизоды ACCA делают всё возможное, чтобы усыпить вашу бдительность. Яркие краски, броский дизайн персонажей, неформальные отношения между сотрудниками. Сериал медленно раскачивается, уделяя повышенное внимание экспозиции, будням Джина и даже пищевым предпочтениям героев. Джин любит клубнику и хлеб. Его младшая сестра любит тосты с джемом. Его коллега Атри любит пирожные. Его друг Нино любит шоколад. А ещё в Дова очень дорогие сигареты, и пристрастие Джина к курению подчёркивает его статус и вызывает зависть у окружающих.

Воспринимать сериал всерьёз сложно, пока не начинаешь внимательно слушать диалоги. На фоне повседневной рутины и отвлекающих подробностей плавно развивается политический детектив. В необычном подходе ACCA есть что-то концептуальное: чувствуешь контраст между внешней идиллией и прогнившей изнанкой королевства. Постепенно интрига нарастает, а незначительные детали собираются в целостную картинку. Начинаешь анализировать происходящее вместе с Джином и искать подвох.

История проработана гораздо лучше, чем ожидаешь поначалу, а персонажи раскрываются дальше пристрастия к сладостям и хлебу. Но общий умиротворённый тон ACCA не меняется до самого конца. Это очень странный эксперимент. Сюжет, который держится на тонкостях сеттинга и интриге, но лишён всякого напряжения и даже не пытается его создать.

Любителям остросюжетных историй ACCA смотреть бесполезно, однако ощущение идиллии сериал улавливает отлично. Визуальная эстетика и режиссура подчёркивают элегантность, которой пропитан сеттинг. У каждого округа, который инспектирует Джин, свои любопытные нюансы и самобытная атмосфера. В итоге сериал одновременно расслабляет и вовлекает в происходящее. Вполне в духе других работ Оно Нацумэ, автора оригинальной манги.

«Страна самоцветов»

В далёком будущем Землю населяют человекоподобные самоцветы. Бесполые и бессмертные существа, которые не могут умереть: разрушенное тело достаточно заново собрать. Каждый самоцвет, в зависимости от свойств и качеств, играет свою роль в местном обществе. Периодически на Землю спускаются лунные создания, которые ловят самоцветы и забирают с собой, чтобы разобрать на украшения.

Главная героиня, Фосфофиллит, самая молодая из самоцветов. И самая бесполезная. Она хочет защищать общину от лунных созданий, но слишком хрупка и не может поднять даже самый лёгкий меч. Глава самоцветов, Адамант, даёт ей задание: создать энциклопедию этого мира. Но Фосфофиллит всё равно мечтает измениться, чтобы стать сильнее. Для минерала это задача не из простых, ведь сама природа самоцветов статична.

Индустрия аниме давно пытается использовать 3D-анимацию, и пока без особых успехов. Полнометражный Blame! выглядит как тормозящая катсцена с мёртвыми лицами героев, а какие-нибудь Kemono Friends делают 3D нарочито уродливо и оправдывают это необычным сеттингом.

«Страна самоцветов» — первое на моей памяти аниме, в котором трёхмерная анимация выглядит приемлемо. Вернее сказать, потрясающе. Дизайн героев органичен, движения почти не вызывают нареканий, а боевые сцены используют трёхмерную графику на всю катушку: получается зрелищно и плавно.

Студия Orange удачно выбрала мангу для такого подхода. «Страна самоцветов» — об элегантных кристаллических куколках с необычными волосами, блеск которых было бы сложно передать традиционными методами.

И ещё более сложным устройством внутренностей.

Но графика — не единственное достоинство. Поначалу Houseki no Kuni производит впечатление глупого тайтла, но чем больше узнаёшь про его мир и героев, тем сильнее проникаешься. Сеттинг насыщен отсылками к буддизму и сам по себе концептуален, а беззаботное начало вскоре оборачивается грустной и насыщенной историей о взрослении, преодолении собственной природы и борьбе за поиски смысла жизни. Всего за 12 серий характер Фосфофиллита кардинально меняется, что в контексте сеттинга выглядит особенно интересно.

Все это делает Houseki no Kuni одним из главных тайтлов минувшего года.

«Волшебный круг Гуру-Гуру»

Комедийный сериал Mahoujin Guruguru («Волшебный круг Гуру-Гуру») с первого взгляда не кажется чем-то особенным. Герой Нике и его милая спутница-волшебница Кукури отправились в путешествие, чтобы уничтожить демона Гири, который проснулся спустя 300 лет после своего заточения. С ходу даже и не вспомнишь, в скольких работах встречалась похожая завязка. Рядового зрителя также отпугнет дизайн персонажей, будто бы из аниме для маленьких детей. Впечатление, конечно же, обманчиво.

Mahoujin Guruguru — это прежде всего пародия на жанр фэнтези и старые японские JRPG. Одноимённая манга выходила в начале 90-х, когда в Японии были популярны первые три части Dragon Quest и Final Fantasy. В JRPG тех лет основной упор шёл на зачистку однотипных данженов и постоянный гринд. Сюжет второстепенен, обычно всё крутилось вокруг банального спасения мира от очередного древнего демона.

Вот эти клише и высмеивают в Guruguru. Когда в сюжет вводят нового персонажа, то зрителю показывают его уровень, ману и количество очков жизни. Когда персонаж отравлен или смущен, то это покажут в виде игровых иконок. Ну и сама местность — пиксельная игровая карта из классической JRPG. Тут обязательно есть город с замком, несколько пещер в округе, мрачный лес и большая гора, на которой обязательно сидит очередные маги/гоблины/злой дракон (зависит от местности). Нередко создатели ломают «четвёртую стену», а большинство шуток крутится вокруг игровых условностей.

Mahoujin Guruguru — лучшее лекарство после рабочего дня. Посмотрел пару серий, посмеялся от неловких ситуаций и пошёл спать. Чтобы понять сериал нужно совсем немного — пройти несколько старых JRPG. — Семён Костин

«Академия ведьмочек»

В 2013 году состоялся выход первой короткометражки Little Witch Academia. Продюсировала фильм студия Trigger (Kill la Kill, Inferno Cop) в рамках программы по подготовке молодых аниматоров. Отзывы были отличные, а потому Trigger объявили, что не прочь сделать ещё один фильм. Деньги на него начали собирать через Kickstarter, а название было выбрано Little Witch Academia: The Enchanted Parade. Необходимые 150 тысяч долларов были получены уже через пять часов после старта кампании, а в итоге привлечь удалось около 625 тысяч. Релиз был в 2015 году — снова успех. Появление полноценного сериала стало лишь вопросом времени.

Ждать пришлось ещё два года, но оно того стоило. Если объяснять по-простому, то Little Witch Academia — это примерно как «Гарри Поттер», но про девочек и в формате сериала. История о том, как непоседливая Акко оказывается в школе волшебства, борется со стереотипами (девочка не из семьи магов, а потому её способности все ставят под сомнение), находит друзей и мимоходом спасает магический мир. Это и юмор, и фирменный визуальный стиль Trigger, и отличная музыка, и простой, но милый рассказ о том, что все мечты могут стать явью, если не терять надежду и хорошенько постараться. Отличное жизнеутверждающее аниме для тех, кто устал от шаблонов и хочет просто отдохнуть. — Алексей Сигабатулин

«Созданный в Бездне»

Когда-то давно человечество обнаружило посреди острова бездонную пропасть. Неизведанное манило авантюристов со всего мира. Как оказалось, не зря: Бездна таит удивительные артефакты. Но чем глубже, тем опаснее: в Бездне обитают смертоносные чудовища, а путешественника поражает проклятие. Но любопытство и тяга к сокровищам привели к тому, что вокруг Бездны образовался город исследователей.

Девочка Рико — сирота, чья мать была легендарным исследователем, но сгинула в Бездне. Рико живёт в приюте при местной гильдии и мечтает поскорее получить белый свисток — символ высшего ранга исследователя. Однажды в Бездне она находит мальчика-робота Рэга, который ничего не помнит, но умеет делать странные вещи. Кажется, он пришёл с самого дна Бездны и поможет Рико отправиться туда, где её ждёт мама.

Если выбирать лучший анимационный сериал 2017 года, Made in Abyss заслуживает первое место. За режиссуру, дизайн, уникальный мир и героев, в которых нельзя не влюбиться. Он с первых минут завораживает красотой и манит загадкой: не можешь дождаться, пока дети отправятся в приключение. Лёгкость и изящество роднят его с работами Миядзаки.

А структура мира и сюжета — с видеоиграми. Просто посмотрите на эти фанарты художника Shen YH.

Сходство не случайно. Автор оригинальной манги, Акихито Цукуси, десять лет работал в Konami. Близость автора к видеоиграм очевидна: дизайн Рэга одновременно напоминает Астробоя, героя Ico и Мегамена. Структура Бездны, разделённая на уровни, идеально подходит для видеоигры. А приключение героев дарит эмоции, похожие на прохождение отличной и очень-очен сложной игры.

Но Made in Abyss превосходно работает и как сериал. За 13 серий он ни разу не даёт слабину, постоянно находит способ удивить, сохраняет интригу и наращивает напряжение. Рико и Рэг вместе учатся выживать, постигают новые тайны Бездны и преодолевают опасные испытания. И страдают.

Если вы ещё не смотрели Made in Abyss, то вот небольшой спойлер. Сериал не такой детский и невинный, как может показаться. Он жестокий. Не гротескно жестокий: здесь нет фонтанов крови, расчленёнки и бесконечных смертей. Жестокость Made in Abyss куда разнообразнее и реалистичнее. Она отталкивает своей приземлённостью и подробностями. Она не эстетична, потому что акцентируется на биологических аспектах. Подробнее сказать не могу, поймёте при просмотре.

Путешествие юных скаутов становится мрачнее и опаснее с каждым уровнем, но никогда не теряет своё первозданное очарование: оно органично меняет тон, что заставляет ещё больше сопереживать детям. Из-за этого вторую половину приходится смотреть залпом, на одном дыхании, превозмогая вместе с героями всё, через что им приходится пройти.

Поэтому Made in Abyss завоевал всеобщую любовь. Он может без труда зацепить даже тех, кто никогда не смотрел или на дух не переносит аниме.

«Сёва-Гэнроку: Двойное самоубийство по ракуго»

Есть мнение, что искусство не требует разъяснений пятьдесят лет. После этой отметки оно может выжить, но перестаёт привлекать массовую аудиторию. Идеальный тому пример — японское театральное искусство ракуго. Человек выходит на сцену, садится и рассказывает историю. Он мгновенно переключается между действующими лицами в диалогах. Его задача — рассмешить или растрогать публику своей уникальной подачей, ведь сами истории сплошь классические и давно знакомые.

Ракуго было популярно сотни лет, но всему приходит конец. Рано или поздно новая публика уже не понимает старые истории, не улавливает тонкие нюансы подачи и не готова смеяться над знакомыми шутками. С появлением кинотеатров мало кто хочет смотреть театр одного актёра. А закостенелые мастера не дают талантливым новичкам разрушить традиции жанра. В двадцатом веке, в период Сёва целый культурный пласт Японии постепенно увядает.

Однажды великий ракугока Якумо Юракутэй выступает в тюрьме. Молодой якудза Йотаро настолько проникается представлением, что после выхода из тюрьмы решает податься в ученики Якумо. Пожилой мастер никогда не принимал учеников: отказал даже своей приёмной дочери Конацу. Как ни странно, для глупого и неугомонного Йотаро старик делает исключение.

Так начинается грандиозное путешествие по культурной жизни Японии прошлого века.

Аниме делится на две основные арки. Первый сезон, вышедший ещё в 2016 году, концентрировался на прошлом Якумо: как он попал в мир ракуго ребёнком, как всю жизнь соперничал со своим лучшим другом Сукэроку и оттачивал мастерство. Трагичная судьба Якумо объясняла, почему угрюмый мастер взял себе в ученики балбеса Йотаро.

В основе сериала лежит дзёсэй-манга (рассчитана на женщин), однако любовные линии здесь остаются на втором плане и нужны лишь для раскрытия характеров

Второй сезон завершает историю. Ставит точку в судьбе Якумо, показывает связь прошлого с будущим, изобличает одну большую ложь первого сезона. И отвечает на главный вопрос: унесёт ли старик искусство ракуго с собой в могилу.

Кому-то второй сезон показался слабее первого: меньше мелодрамы и концентрации на едином внешнем конфликте. Но он органично завершает историю конфликта внутреннего, заставляет смириться с потоком времени и принять изменения в обществе

Именно Якумо. Второй сезон даёт развитие отношениям Йотаро и Конацу, добавляет новые сюжетные линии и показывает последствия событий далёкого прошлого для самых разных персонажей. Но в первую очередь это история разочарованного в жизни старика, который подводит итоги и ждёт встречи с неизбежным. В повествование постепенно вплетаются сюрреалистичные мотивы с лёгким налётом традиционной японской мистики. Время Якумо истекает вместе с эпохой классического ракуго.

Эту меланхолию идеально улавливает опенинг. Первый сезон о юности героя открывался бодро и энергично. Второй показывает течение времени.

«Сёва-Гэнроку» не похож на то, чего ожидаешь от аниме. Это во всех смыслах взрослый сериал с очень строгой подачей. Никакого гротеска и ребячества, приятные приглушённые краски, относительно реалистичная рисовка и режиссура. Воспринимается как прекрасно поставленный фильм.

История подаётся неторопливо и не пытается нагнетать интригу, но подробно исследует ключевые идеи через непростые отношения между героями. Здесь есть место лёгкому юмору, а быт японцев двадцатого века отлично передаётся, но вешать ярлык «повседневность» — неуместно. Это классическая драма с мощным историческим подтекстом и прекрасным сценарием. Судьбы героев тесно переплетены, сюжетные линии взаимосвязаны, характеры отлично проработаны, подчёркнуты множеством мелочей и символов, а с течением времени органично развиваются. События сериала охватывают целый век и показывают несколько поколений людей, которые посвятили жизнь одному делу, но по-разному видят его будущее.

Как и любая хорошая история об искусстве, «Сёва-Гэнроку» — не про ракуго. Сериал намного шире. Он изящно вплетает в историю размышления о творчестве и жизни, а между строк выражает идею о карме и перерождении. Ракуго — лишь удобный повод выразить идею и показать изменения в жизни японцев периода Сёва.

Но всё, что связано с ракуго, аниме делает потрясающе. Нам показывают целые выступления героев в разные периоды жизни. В такие моменты «Сёва-Гэнроку» контролирует тон каждой сцены, подчёркивает мельчайшие движения ракугоки, реакцию зала, метаморфозы в характере. Передаёт напряжение новичков и упоение опытных героев. Со временем замечаешь изменения в их подаче, поэтому смотреть нужно строго с субтитрами: актёрская игра здесь на высоте. Особенно Акира Исида, который озвучивает как пожилого Якумо, так и юного: актёр сам уже немолод, и гибкости его голоса можно только дивиться.

Судьба «Сёва-Гэнроку» иронична. Это история об искусстве, которое сейчас не может достучаться до широких масс. Выступления дерзких Сукэроку и Йотаро для зрителя гораздо увлекательнее традиционной техники Якумо, поэтому идеей аниме всецело проникаешься. Но сам сериал исполнен как классическая вдумчивая драма со ставкой не на динамику повествования, а на раскрытие характеров и духа времени. Он избегает типичных для аниме приёмов завлечения зрителя. Поэтому «Сёва-Гэнроку» добился признания, но посмотрели его лишь немногие. И ещё меньше — искренне полюбили.

Если вы пропустили, самое время наверстать. Не так часто появляется аниме, которое игнорирует ребяческую натуру жанра. Ещё реже — исполненное на таком техническом уровне: создатели «Сёва-Гэнроку» не экономили ни на рисовке, ни на анимации. Это лучшая работа студии DEEN со времён OVA «Бродяга Кэнсин: Воспоминания» и один из главных тайтлов последних лет.

Boku no Hero Academia 2nd Season («Моя геройская академия 2») — второй сезон боевого сёнэна про детей, которые учатся на супергероев. В мире, где почти у всех есть суперспособности, а геройство стало обычной профессией и утратило свою суть, слабый парнишка Дэку воплощает всё, к чему должен стремиться настоящий герой. Если первый сезон ещё оставлял повод для сомнений, сиквел доказал, что HeroAca — один из главных подростковых тайтлов современности. Посвятив сезон спортивному фестивалю, авторы отлично раскрыли характеры участников на фоне зрелищных и напряжённых боевых сцен.

Пока студия Pierrot выпускает позорный «Боруто: Новое поколение Наруто» и морально устаревший «Чёрный клевер», Bones двигают жанр вперёд. Создают сериал, который правильно обыгрывает штампы и высказывается на тему популярной нынче супергероики. А главное — показывает знакомых, но ярких и понятных персонажей, за которыми интересно следить и чьей победы искренне желаешь. Это — настоящий наследник отца Боруто.

Shingeki no Kyojin Season 2 («Вторжение гигантов 2») — прямое продолжение одного из самых популярных тайтлов в мире. Сериал попал в наш список ознакомительного аниме, там о нём подробно написано. Отношение ко второму сезону зависит от того, что вам нравилось в первом. Тех, кто смотрел его ради экшена, сиквел может разочаровать: боевые сцены в нём всё ещё крутые (Тэцуро Араки по-другому делать не умеет), но их мало.

Акцент сместился на развитие сеттинга, нагнетание жуткой атмосферы и более подробное знакомство с персонажами (достоинство спорное, ведь это самый слабый элемент тайтла). Второй сезон хорошо держит интригу и подбрасывает пару неожиданных поворотов (главная звезда — один не-вполне-обычный гигант), но слишком быстро заканчивается. Третий уже анонсирован, выйдет летом.

Shokugeki no Souma: San no Sara («Повар-боец Сома: Третье блюдо») — сериал, который нужно смотреть только во время перекуса. Он посвящён поединкам юных поваров в кулинарной школе. Звучит скучно и буднично. На деле — отличный аналог боевых сёнэнов.

Вокруг местных соревнований создаётся настолько гротескная интрига, что происходящее затягивает. Подчёркивая разницу в техниках и тактике героев, сериал умеет создать напряжение вокруг обыденных вещей. А между делом приправляет происходящее юмором и щедрым фансервисом, который на удивление органично вписывается в общий настрой. Как и кулинарные аналогии в этом тексте.

Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku wo! 2 («Этот замечательный мир! 2») — новая порция лучшего ситкома 2016 года. KonoSuba — эдакое издевательство над Sword Art Online и кучей аналогичного мусора. Рассказывает о похождениях компании идиотов в фэнтезийном мире, который работает по правилам ролевых игр (разве что параметр удачи здесь действительно полезен). Лучше всего местное безумие иллюстрируют мазохистка Лалатина с высокой защитой, но нулевой атакой, а также главная вайфу сериала: «стеклянная пушка» партии Мэгумин, которая в бою пользуется только «ультой», потому что слабые атаки для слабаков.

Юмор — штука субъективная, но оба сезона короткие, поэтому попробовать стоит всем. Юмор в KonoSuba нарочито глупый, но грамотно вплетённый в повествование и сеттинг. Для создания комичных ситуаций сериал отлично обыгрывает характеры героев, а заодно пародирует как псевдо-игровое аниме, так и штампы самих видеоигр. И да, это тот самый тайтл, который в массовом сознании отжал музыку из Touhou и разлетелся на крутые нарезки.

Hoozuki no Reitetsu 2nd Season («Хладнокровный Хозуки 2») — продолжение нишевой и очаровательной чёрной комедии, популярной в Японии, но малоизвестной за рубежом. Главный герой Ходзуки — первый помощник Эммы, царя японского ада. Ходзуки — пародия на чиновника. Он решает все возникающие в преисподней проблемы, попутно избивая нерадивых грешников и морально унижая всех остальных, включая самого владыку преисподней. Второй сезон больше напирает на раскрытие устройства ада и характеров его обитателей, чем на юмор. Смотреть тем, кому понравился насыщенный японским фольклором сеттинг и нравится наблюдать за Ходзуки в деле.

Natsume Yuujinchou Roku («Тетрадь дружбы Нацумэ 6») — один из главных (после Mushishi) наследников GeGeGe no Kitarou. Это ламповый эпизодический сериал о пареньке-медиуме, который помогает людям и ёкаям найти общий язык. Уже шесть сезонов сериал держит планку: рассказывает простые, но увлекательные истории о людях, ёкаях и (впоследствии) друзьях, которых Нацумэ успел завести. Сюжеты варьируются, но их все объединяет одно: это всегда простая и понятная притча с лёгкой атмосферой, приятным ненавязчивым юмором и жизнеутверждающим посылом.

Uchouten Kazoku 2 («Экзотическая семейка 2») — экранизация второго романа Томихико Морими из запланированной трилогии. Как и «Весенняя ночь коротка», и «Сказ о четырёх с половиной татами», рассказывает о необычной жизни в Киото, учит ценить жизнь и «пить свой чай». Только здесь в центре внимания не студенты, а сверхъестественные существа из японской мифологии. В мире сериала среди людей живут носатые тэнгу и звери-оборотни тануки, которых любят поедать на новый год люди из «Клуба любителей пятницы». Главный герой — молодой тануки Ясабуро Симогамо, который пытается жить весело и принимать мир таким, каков он есть. Несмотря на то, что его отца съели люди.

Сериал незаслуженно обделён вниманием: это странная, но увлекательная смесь комедии с семейной драмой, сильно завязанная на японской культуре. Она намного лучше раскрывает мотивы взросления, чем большинство тайтлов об обычных школьниках. Многих отталкивает то, как «Экзотическая семейка» обыгрывает некоторые мрачные аспекты своего мира, но главные герои — не люди и воспринимают мир немного иначе. Если принять правила этой вселенной, в сериал будет сложно не влюбиться.

Owarimonogatari 2nd Season («История финала 2») — идеальный повод перестать бояться и наверстать всю серию, начиная с Bakemonogatari. Чтобы решить, что это: авангардный шедевр или гора фансервиса и пустых разговоров. Или всё сразу. Обстоятельный ответ, каким бы он ни был, растянется на лонгрид. Точно одно: второй сезон Owarimonogatari — ответ на оставшиеся вопросы и полноценный финал истории. Красивый, целостный, достойный долгого пройденного пути.

Разумеется, это не все хорошие тайтлы, вышедшие в минувшем году. Если вспомнили ещё что-то хорошее — поделитесь в комментариях.

#аниме #итоги2017 #топы