Войти в почту

«Северокавказское мусульманство отличается от волго-уральского»

«Можно задаться вопросом, не слишком ли в Чечне характер отношений с Центром отличается от других субъектов Федерации? Глава Чечни Рамзан Кадыров, безусловно, сегодня очень своеобразная медийная фигура: он активно присутствует не только в российском, но и в мировом информационном поле, привлекает внимание сенсационным ньюсмейкингом. Однако анализ его высказываний, да и вообще ситуация вокруг Кадырова не дает никаких оснований утверждать, что он стремится или может претендовать на роль формального или неформального лидера мусульманской уммы. Вряд ли его лидерство в этом качестве признают даже на Кавказе. Но Рамзан Ахматович, как политик вполне адекватный, и сам не стремится расширить свое влияние за пределы Чечни. Это было бы, в том числе, и грубым нарушением правил игры с Кремлем. Владимир Путин реализует сегодня пусть и не совсем еще окончательно концептуально оформленный интеграционный проект. Можно называть его по-разному, но он начинается с этапа реального возрождения России в качестве как минимум региональной сверхдержавы. Ключевое слово здесь – «Великая Россия». Возрождение государственной мощи, укрепление государства – уж так распорядилась история – началось с реанимации, рихтовки «вертикали власти». Это поставило в начале «нулевых» набиравшую очки в противостоянии с Центром региональную элиту в крайне сложное положение. В принципе! Конкретные персоналии здесь не играют никакой роли. Элиты Дагестана (как и Ингушетии) по факту чувствуют определенный дискомфорт от разницы в «степенях свободы» в системе федерализма, если сравнивать с соседней Чечней. Если крайне огрубить причины этого, то можно сказать следующее: во время Чеченской войны в критической ситуации даже после Хасавюртовского мира они обеспечили верность Центру, но никаких преференций за это не получили. Сегодня в Дагестане идет фактически революционная «сверху» смена элиты, но культурная «совместимость» Махачкалы с российской цивилизацией, например, осталась на высочайшем уровне. Все это как-то выживает. Здесь существует с десяток театров, включая театр оперы и балета, театр поэзии, филармония. Тем временем, Кадыров возрождает Грозный как город, стоящий особняком, не соответствующий «советским стандартам». Построена самая большая в Европе мечеть, а театр всего один, драматический. Никакого балета! Стадионы есть, а балета нет. Вы можете сказать, что и Татарстан «не обижен» степенями свободы. Республика, например, является ведущим региональным партнером Турции. Татарстан – посмотрите прессу ‑ все время демонстрирует какую-то самостоятельность, и в каких-то рамках Центр эту самостоятельность даже поощряет. Между прочим, в советские годы татары и башкиры были признаны «стерильно» советскими народами. Автономные республики успешно прошли модернизацию, фактически интегрировались со славянским национально-территориальным ядром, как, например, и мордва. Проблем здесь не возникало. Скажу даже больше, этнические татары пользовались большим уважением в советских спецслужбах. Северокавказские мусульмане серьезно отличаются от волго-уральских по менталитету, по уровню модернизации. В Дагестане сложная ситуация на рынке труда, налицо аграрное перенаселение. Татарстан – промышленно развитый регион, фактически на уровне Украины, даже, пожалуй, сегодня уже и выше. Про республики Северного Кавказа этого не скажешь. Здесь никто не виноват – сыграл свою роль природный фактор. Политическая конкуренция за лидерство на российском «мусульманском» поле, конечно, возможна. Но никому кроме самых маргинальных русофобских западных политиков, которые мечтают развалить Россию по модели СССР, никакой северокавказский халифат или мусульманская независимая страна «Идель-Урал» с татарстанским объединяющим ядром не нужны. Ни арабам, ни туркам, ни Лиге арабских государств. Никто на такие проекты сегодня и доллара не потратит. Лихие времена прошли, Бжезинский умер. Вернемся к Кадырову. Он строит свою политику, демонстрируя свою особость и близость к Кремлю. Ну и что? Кому это мешает? По мне, так спасибо ему за то, что помог сохранить единство России, хотя многие его усилия недооцениваются и часто вульгарно характеризуются негативно. Это несправедливо. Но объективно, сегодня в международном мусульманстве лидеры Татарстана более «рукопожатны». Фото: Википедия

«Северокавказское мусульманство отличается от волго-уральского»
© РИА "ФедералПресс"