Войти в почту

Как Вертинская и Коренев чуть не погибли на съемках «Человека-амфибии»

Когда за дело принялись советские кинематографисты, американцы смеялись и были уверены в полном фиаско. Но после выхода на экраны картины Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского «Человек-амфибия» соперникам из-за океана стало не до смеха. Популярность фантастической ленты зашкаливала, она стала лидером проката 1962 года, собрав рекордное число зрителей — 65,5 миллионов. И никто из восторженных почитателей яркой экранизации даже не догадывался, каких трудов и нервов стоила эта победа съемочной группе, как тяжело было буквально вслепую нащупывать уникальные решения, чтобы выполнить подводные съемки, как рисковали артисты и операторы. Одержали победу над законами физики Кадр из фильма «Человек-амфибия». Анастасия Вертинская и Владимир Коренев Фильм решено было снимать на Черном море, в Крыму. Кара-даг и мыс Айя должны были изображать аргентинские неприступные скалы. Ни Анастасия Вертинская, ни Владимир Коренев, исполняющие главные роли, не умели плавать, так что перед поездкой в Крым они и еще 25 человек ежедневно тренировались в бассейне. Практически невыполнимая задача стояла перед гримерами и костюмерами: из чего смастерить эффектный и запоминающийся костюм Ихтиандра, чтобы он сохранил вид и качества под водой и на суше? Как гримировать артистов, чтобы грим не смыло водой? До тех пор ничего подобного не снималось, и специалистам пришлось самостоятельно придумывать решения сложных задач. В итоге для костюма Ихтиандра была использована ткань, из которой шьют колготки. Ее обшили 10 тысячами выкрашенных вручную перламутром чешуек! Таких костюмов понадобилось четыре. И таких задач, которые решались впервые в истории, было множество. Постоянный риск для всей команды был связан с использованием киноаппаратуры под водой. Через много лет оператор картины Эдуард Розовский признавался: никто не погиб по чистой случайности. Когда приборы мощностью 10 киловатт с заизолированными концами проводов опускают в воду и включают — произойти может самое страшное. Отчаянность, по всей видимости, происходила от неведения. И еще от азарта. Всем хотелось сработать не просто хорошо, а отлично. Спасали актеров любой ценой За время съемок Вертинская и Коренев много раз находились на волоске от гибели. Команда расположилась в палаточном городке в живописной бухте Ласпи под Севастополем. Каждый день — сцены под водой. Понятно, что ни Ихтиандр, ни Гуттиэре не пользовались аквалангами — ими пользовались подводники, которые все время были наготове, чтобы в любой момент подплыть к актерам и дать им подышать. Команда «Вертинская кончается!» сигнализировала о том, что у актрисы нет кислорода. Практически все эпизоды артисты играли сами. Дублеры заменяли их только в самых сложных сценах. Однажды дублер Коренева, аквалангист Рэм Стукалов, чемпион СССР по подводному плаванию, спас артисту жизнь. Сцена спасения Ихтиандром Гуттиэре. Кадр из фильма «Человек-амфибия» Произошло это так. Ихтиандра привязали к якорю, затем опустили в море. Под водой Коренева ждал акваланг, но он почему-то не сработал. И тогда профессионал Стукалов среагировал мгновенно: сделал глубокий вдох, передал акваланг Кореневу, а сам стремительно поплыл вверх. Все замерли: быстрый подъем с такой глубины — это очень опасно, самое меньшее, что может произойти, это разрыв барабанных перепонок. Когда спортсмен поднялся на поверхность, из его ушей лилась кровь... Лицом к лицу со смертью оказался Коренев и во время съемок другого эпизода — когда он прыгает с корабля вместе с цепью, прикованной к его поясу. Конец длинной и тяжелой цепи держал в руках матрос. В какой-то момент он ее выпустил — и цепь чуть не погубила артиста, ведь он бы не смог самостоятельно отстегнуть ее от пояса, тяжелый металл увлек бы его на дно, а глубина была серьезная. Спасла быстрая реакция оператора, который снимал, стоя в воде: он мгновенно отшвырнул камеру и поймал Коренева. Кадр из фильма «Человек-амфибия» Однажды смертельная опасность подстерегла и дублершу Анастасии Вертинской — каскадера-подводника Галину Шурепову. Необходимо было проплыть сквозь отверстие в «скале»-макете. И все шло хорошо до тех пор, пока Галина не почувствовала, что зацепилась купальником за торчащий штырь каркаса, который забыли убрать из макета. Вырваться из плена никак не получалось, воздух в легких быстро заканчивался, а акваланга поблизости не было. Когда Галина почувствовала, что вот-вот погибнет, она в панике рванулась изо всех сил и — оказалась на поверхности без купальника и без сознания. Впрочем, сразу после того, как Шурепова пришла в себя, опасные съемки продолжились. Безобидные рыбы чуть не стали убийцами В Черном море нет опасных для людей акул. Это, конечно, хорошо, но для съемочной группы этот факт чуть не обернулся катастрофой. Как прикажете снимать сцены борьбы с морским хищником — без хищника? Попробовали использовать в роли акулы крупную выпотрошенную белугу, взятую напрокат у рыбаков. Во время съемок чуть не погиб оператор Эдуард Розовский — ему нужно было всплыть на поверхность с тяжелой аппаратурой и с громадной рыбиной в руках, он едва не задохнулся. Деревянная акула выглядела ненатурально. Резиновая, внутри которой находился водолаз, была тяжелой и медленной. По просьбе киношников местные рыбаки поймали мелких неопасных акул, но на спине у этих «безобидных» рыбок оказался очень ядовитый шип, один из которых поранил механика, отчего тот чуть не потерял руку. В отчаянии решили использовать катранов, их увеличивали при помощи специальной техники, но катраны вели себя «неправильно» - отворачивались от камер и отказывались плыть в нужную сторону. Попробовали выбросить их на время на берег — и оказалось, что угадали: воздух пьянил катранов, их поведение менялось. Кадр из фильма «Человек-амфибия». Globallookpress.com Несмотря на все опасности и сложности, «Человек-амфибия» был снят и выпущен на экран, немедленно стал суперпопулярным, а исполнители главных ролей — Анастасия Вертинская и Владимир Коренев — сделались настоящими звездами.

Как Вертинская и Коренев чуть не погибли на съемках «Человека-амфибии»
© Teleprogramma.pro