Войти в почту

Как белый воротничок настоящим кузнецом стал

Во вторник, 13 февраля, в Измайловском кремле начал работать Всероссийский фестиваль кузнечного мастерства. Корреспондент «ВМ» побывал на нем и узнал все секреты горячего дела. Подкова счастья На чуть подталый, черноватый от сажи снег падают горящие искры. Секунда, и они гаснут, превращаясь в ту же сажу. Вдруг искр становится в разы больше. А снег вокруг — похож на небо, расцвеченное салютом. Его таким сделал кузнец Дмитрий Буслаев. Наступает его обеденный перерыв, и он ставит прямо на металлическую платформу, на которой во время работы раскаляют сталь, чайник. — Подкову, сердце для любимой или сувенирный ножик для резки грибов? — кузнец замечает мой заинтересованный взгляд. Он перечисляет предметы, которые являются самыми популярными заказами у москвичей на фестивале. — Ножик,— не задумываясь отвечаю я. — Хорошо. Минут 15 подождете? — он берется за ручку чайника голыми руками. Наливает полный стакан чая. Терпимость ко всему горячему, некая «огнеупорность» — один из «бонусов» кузнечного ремесла. Взяться за ручку только что закипевшего чайника — не предел возможностей для мастера. К примеру, Буслаев может несколько секунд сжимать пальцами раскаленный уголек. В печи температура угля варьируется от 1000 до 1500 градусов. — Хорошему кузнецу вообще никакие перчатки не нужны, — считает Буслаев. Еще шесть лет назад Дмитрий работал системным администратором в небольшой частной компании. Потом начал свое дело. Открыл фирму по оказанию технических услуг. Но однажды судьба занесла его в кузницу. Первым делом он, как и все новички, сковал подкову. Затем еще одну. Позже начал браться за проекты посложнее. В конце концов он решил стать кузнецом. — Наверное, у каждого из нас случаются такие моменты в жизни. Переломные, — рассуждает Дмитрий. Он достает из мешка металлическую полоску толщиной в несколько сантиметров. Кладет ее в горн на пару-тройку минут. — Нетнет, у меня нормально все было. В компании обещали повышение. Но я решил, что это — не для меня. Мастер на все руки Потеря стабильного заработка — это не конец жизни, считает Буслаев. Зато его жена хвастается им перед подружками. Еще бы, ведь Дмитрий может изготовить практически любую мебель для дома. Зная это, его жена меняет интерьер в квартире почти каждый год. И недавно она задумала очередное преображение. — Я уже сделал металлические окантовки для деревянных полок, — рассказывает Буслаев, заканчивая раскалять стальную полоску. — На этой неделе думаю приступить к журнальному столику. Но это 2–3 дня работы. Жена хочет поставить его в гостиной. Дети — сын и дочка 13 и 14 лет — тоже прекрасно справляются с молотом и наковальней. Мы наконец начинаем ковать мой будущий нож. Буслаев протягивает мне небольшой молот и показывает, куда нужно бить. Кстати, молот он тоже сковал сам. Как и все молоты, которые у него есть. А также все щипцы и горны. — Мастер всегда делает свои инструменты сам, — с каждым моим ударом стальная пластина смещается вперед. Лезвие ножа почти готово. — Мы только наковальню покупаем. Все остальное делаем сами. Так дешевле и быстрее. Работа всей жизни Мы переходим к рукоятке. Сперва ее нужно обозначить десятком точных ударов. Кроме инструментов и домашней мебели Буслаев также отлично изготавливает подсвечники, принадлежности для камина, разного рода скульптуры. Самый сложный его проект — флюгер с большой резной совой. Самый дорогой — 120 погонных метров перил в подмосковном частном доме. Его заказали четыре года назад. Ковка затянулась на три месяца. За работу Дмитрий получил несколько сотен тысяч рублей. Сегодня таких заказов почти нет. Но на жизнь все равно хватает. — В основном мы зарабатываем на фестивалях, — отмечает мастер. Ручка заняла у нас больше всего времени. Ее нужно сделать длинной и тонкой. Для этого отбиваем каждую из сторон по несколько раз. — Фестивали регулярно организовывают по всей России. В Москве в год проходит 8 фестивалей: на Новый год, Масленицу, еще парочка — летом. А вот «реальным ремеслом» прокормиться сложнее. Можно пойти работать техническим кузнецом на железную дорогу, в метро или на завод. Классических кузниц в столице мало. Нож почти готов. Осталось закрутить рукоять и остудить заготовку. — Я не могу сказать, что кузнечество приобретает популярность, — говорит Дмитрий. — Это было, есть и будет всегда. В нас нуждаются. И эта профессия уж точно никогда не вымрет. Чего не скажешь о системных администраторах... Раскаленный, пока еще мягкий металл опускается в снег. Остужаясь, он практически растапливает сугроб. — Ну вот, все готово, — Дмитрий передает мне нож. — Ни один гриб не устоит. СПРАВКА Фестиваль проходит при поддержке правительства Москвы и ремесленного сообщества и учебных заведений, где готовятся кадры для кузнечной отрасли. Успех первого фестиваля «Кузнечный талисман» показал востребованность таких мероприятий, во время которых горожане могут из первых рук получить знания и приобрести умения в древнем и востребованном деле кузнеца. КОНКУРС ПРОДОЛЖАЕТСЯ Газета «Вечерняя Москва» и Московский дом национальностей продолжают конкурс совместного проекта «Ассамблея народных ремесел». Принять участие в конкурсе может каждый. Главное — любовь к народному искусству и желание представить свои работы на суд зрителей и членов жюри: президента Международного союза ремесленников Дениса Прикарева, почетного академика Российской академии художеств, вице-президента Международной академии творчества Виктора Лукьянова, члена Московского союза художников, члена Творческого союза художников России, директора концертно-выставочного зала «В доме Нащокина» Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Василия Вдовина, заслуженного художника России Никаса Сафронова. Номинации конкурса: живопись, скульптура (включая лепку), керамика (включая керамическую флористику), декоративно-прикладное искусство. ПРИСЫЛАЙТЕ ФОТОГРАФИИ СВОИХ РАБОТ С ИХ КРАТКИМ ОПИСАНИЕМ ПО АДРЕСУ: KONKURS.ANR@GMAIL.COM

Как белый воротничок настоящим кузнецом стал
© Вечерняя Москва