Войти в почту

В помощь ближнему и экологии. Зачем нужен и как работает фудшеринг

Спасатели еды «Срочно отдам пирог с вишней. Мы сами сладкое не едим, выручайте!», «Делюсь конфетами. Нам не осилить!», «Остались банки солений. Налетайте!» — такие объявления сегодня часто можно увидеть на просторах интернета. Философия фудшеринга проста — дать шанс продуктам, которые стали лишними, найти своего потребителя. «Люди часто покупают еды больше, чем нужно, и она просто пропадает. В то же время, по статистике ООН, в мире недоедает каждый десятый, — рассказывает основатель движения в Липецке Павел Нежинский. — Я долго думал над этим, изучал опыт других стран и решил организовать сообщество, где бы люди могли делиться излишками еды. Так мы можем внести свою лепту в достижение экологического баланса, сберечь природные ресурсы, сэкономить на утилизации и заодно помочь нуждающимся». Первыми спасать еду стали на Западе. Практичные немцы рассудили, что выбрасывать нормальные продукты на помойку — кощунство. Зачем кормить мусорные баки, если можно накормить людей? В России это движение только зарождается. Липецкому сообществу фудшеринга меньше трёх месяцев, а участников уже более 800, и количество стремительно растёт. Продукты предлагают самые разные — от овощей до выпечки: морковь, помидоры, хлеб, булочки... Много сладостей — рулетики, тортики, пироги с фруктовыми начинками. Кому-то подарили на праздники, доедать нет сил, а выкинуть рука не поднимается. Кто-то решил сесть на диету и избавиться от всего калорийного. «Пару недель назад отдала большой пакет с конфетами, оставшийся после новогодних праздников. Сами мы такое не едим, а выбрасывать жалко», — говорит Светлана Краснова. Одни участники делятся едой регулярно, другие — время от времени, когда образуется излишек. Бывают и забавные случаи. Однажды парень предложил забрать попугая. Скорее всего, просто перепутал группу, решив, что это обычная доска объявлений. Поделись морковкою В проекте участвуют люди разного возраста и социального положения: студенты, учителя, молодые мамы... Как это работает? Человек просто размещает в группе объявление, в котором указывает, чем хочет поделиться и до какого времени это нужно забрать. К объявлению прикладывает фотографию — чтобы продукт был виден во всей красе. А дальше, как говорится, кто успел — тот и съел. «Не сказать, что за едой выстраивается очередь: фудшеринг только набирает популярность, а потом народ у нас такой — ему подавай халяву, да желательно, чтобы за ней не пришлось далеко ехать, — продолжает Павел. — Но чем больше о нас узнают, тем выше конкуренция». Каких-то строгих правил, которым должны следовать участники сообщества, нет. Люди могут делиться любой едой, в любом количестве: это может быть одно яблоко или кусочек торта. Единственное, от чего организаторы советуют воздержаться, это от раздачи мяса и рыбы, которые при неправильном хранении могут стать опасными. «Также мы против передачи алкоголя и лекарств, — уточняет Павел. — В остальном — ответственность за свежесть и качество продуктов целиком и полностью лежит на совести раздающих». Судя по тому, какая еда пользуется у «одариваемых» популярностью, сладкоежек в группе больше, чем приверженцев здорового питания. Так, вишнёвый пирог и тортик «типа медовик» быстро нашли своего владельца. Не залежались и шоколадные конфеты. А вот помидоры и морковка остались невостребованными. Но спасатели еды не отчаиваются и размещают новые съедобные предложения. «Как только у меня остаются лишние продукты, я сразу выкладываю их фото, чтобы их успели забрать свежими, — признаётся участница сообщества Екатерина Юдина. — Я думаю, что фудшеринг не только поможет малообеспеченным семьям хоть немного сэкономить, но и научит людей более осознанному потреблению. А ещё я надеюсь, что таким образом помогаю сохранять природные ресурсы». Кстати, в крупных городах в раздаче еды активно участвуют заведения общепита — небольшие кафе, пекарни. Тем самым они убивают двух зайцев: экономят деньги на утилизации нереализованной продукции и заявляют о себе общественности. Маркетологи подсчитали: трое из пяти угощённых людей вскоре возвращаются и делают заказ. «В Липецке на моё предложение поделиться едой откликнулось очень мало подобных заведений. Согласилась сотрудничать и вовсе пока только одна компания — сеть кафе-мороженого», — сетует Павел. Впрочем, основатель движения уверен: у фудшеринга большое будущее: оно уже шагает по стране семимильными шагами, а оборот еды, который через него проходит, весьма внушителен. «Однако я хотел бы предостеречь людей от сообществ, которые, называя себя «фудшеринг», смешивают экологическую идею с благотворительностью, религией или чем-то ещё, — говорит Павел. — Главная особенность фудшеринга — отдающий сам определяет, кому отдать еду, и лично с ним встречается. Организаторы не являются посредниками. Будьте осторожны — не кормите аферистов».

В помощь ближнему и экологии. Зачем нужен и как работает фудшеринг
© АиФ