Войти в почту

“Сяду в скорый поезд”

Началом экспозиции, как принято, служит история. Каждый посетитель попадает в мир эры кинематографии и знаменитого фильма братьев Люмьер “Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота”. Скоростной локомотив символизирует зарождение нового витка развития коммуникации, технологий, культуры. Есть свидетельства паники публики при первом показе этого фильма – глаз зрителя начала ХХ века ещё не научился воспринимать ожившее изображение железного монстра. Начало ХХ века объединило русскую и мировую культуры. На фоне видеокомпозиции Владимира Смоляра “Транссибирская сюита”, сотканной из музыкальных фрагментов Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского пролетают полотна Марка Шагала и Михаила Ларионова, Казимира Малевича и Василия Кандинского. В этой же части экспозиции можно полюбоваться кадрами фильмов Жоржа Мельеса, Ман Рея, инспирированные ритмами раннего джаза. Владимир Смоляр. "Транссибирская сюита". Фото: пресс-служба Фонда культуры "Екатерина" Следующий раздел – “Миростроительное депо”. Тут всё отдано на откуп достижений советской и американской кинематографии 1930-х годов. Вспомним “Симфонию Донбасса” Дзиги Вертова, “Пасифик 231” Михаила Цехановского и “Кинопоезд” Александра Медведкина. За океаном тема движения поезда воплотилась в стилистике вестернов и мюзиклов и, конечно, незабываемой “Серенады солнечной долины” – все помнят знаменитую песенку в исполнении оркестра Гленна Миллера “Поезд на Чаттанугу”. Тут же представлены оригинальные работы как советских художников, выполненные в технике фотомонтажа и конструктивистского плаката, так и современные. Работа Алексея Гончаренко “Электровоз Вл22 (Владимир Ленин)” переносит нас в движущийся техногенный мир проунов, цифр, прямых и овальных линий. Здесь же можно совершить путешествие во времени и пространстве: отправиться в вагоне подземки на Таймс-сквер, а выйти на Красной площади в Москве. Ничего удивительного! Видеоинсталляция Натальи и Валерия Черкашиных позволяет совершить и такую поездку. Кузьма Николаев. "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске". Фото: пресс-служба Фонда культуры "Екатерина" Финальный раздел выставки обращается к образу поезда в художественной литературе, театре и классике второго русского авангарда. Безусловно занимательным предстают вспыхивающие цитаты из прощального стихотворения Сергея Есенина “До свиданья, друг мой, до свиданья” в инсталляции Леонида Тишкова. Это уже путешествие русской души из бытия в небытие, ожидание скорой встречи уже там…, в мире ином… Недаром у стены с есенинской цитатой стоит чемодан, наполненный звёздами. Это последний багаж каждого пассажира.“Мы живём здесь на земле, думая, что мы здесь надолго, а это всего лишь остановка, полустанок. Мы ждём прибытия поезда, что следует в вечность. Уже куплена плацкарта, скоро прибудет поезд, но как не хочется покидать многолюдный теплый шумный вокзал…” (Леонид Тишков). А приходится. Щемит сердце от просмотра фрагмента спектакля Дмитрия Крымова “Тарарабумбия”. Перед взором посетителя предстаёт вагон для устриц, в котором из Баденвейлера в Россию доставили тело умершего писателя Антона Чехова. Грустная и трагедийно-комичная ситуация, соответствующая, к сожалению, всей эстетике его творчества. Семён Файбисович. "Серый день". Фото: пресс-служба Фонда культуры "Екатерина" Особое место в такой арт-территории занимает “кабинет” Вадима Абдрашитова, мастера новейшего киноязыка, практически в каждом фильме которого образ поезда становится важным символом. Вагон, купе – это не просто средство передвижения из пункта А в пункт Б. У режиссёра поезд являет собой возможность перемены участи, судьбы (“Слово для защиты”), рока героя, даже может стать местом преступления. Так и случилось в фильме 1982 года “Остановился поезд”. В основу сюжета вошла реальная авария, повлекшая за собой смерть машиниста. После случившейся трагедии следователь выявляет сложную череду бесконечных просчётов, халатностей, приведших к катастрофе. Метафора уходящего советского строя, его инерции выражена уже в самом названии фильма. Наталья Данберг. "Точка схода". Фото: пресс-служба Фонда культуры "Екатерина" Сесть в плацкартный или спальный вагон, уехать, забыть себя прежнего ради себя же обновлённого предлагает выставочный проект “Прибытие поезда”. Каждый может погрузиться в историю железнодорожного транспорта и научно-технического прогресса. Каждый может проехать сквозь всю страну эпохи ХХ века – от Калининграда до Владивостока через знаменитый и магический Транссиб, раздумывая у полотен и инсталляций Александра Бродского, Льва Мелехова, Ольги Чернышевой, Сергея Головача, Марины Черниковой и художников всех направлений современного визуального искусства. Только каждое такое путешествие, будь оно кинематографическое, музыкальное, литературное станет дорогой к себе. “Как немного нужно для счастья: сидеть уютно и тепло в таком вагоне, пить чай у лампы и беседовать о хорошем со случайным попутчиком, и уезжать навсегда, насовсем, чтобы не тянулась следом эта бессмысленная череда лет и поступков”. Ради этого стоит купить билет. Выставка продлится до 20 мая 2018 года.