Войти в почту

Из Сети – под обложку

Софья Багдасарова "Омерзительное искусство. Юмор и хоррор в шедеврах живописи" Фото: ozon.ru Обычно от классической живописи ждут чего-нибудь утончённого, благородного, аристократического, но "шкодливый историк искусств" Софья Багдасарова в своём блоге показывает тёмную сторону высокой культуры. Трансвеститы, детоубийцы, каннибалы и другие сомнительные персонажи с завидной регулярностью появляются на полотнах великих мастеров. Дело вовсе не в извращённой фантазии художников – античная мифология, питавшая вдохновение и титанов Возрождения, и гениев прошлого столетия, полнится подобными историями. Книга "Омерзительное искусство" рассказывает о древнегреческих сюжетах, воплотившихся в мировой живописи. Здесь и Ахилл, прикинувшийся девушкой, чтобы избежать призыва на Троянскую войну, и Зевс, принимающий невероятные обличья ради соблазнения очередной возлюбленной, и Тантал, угостивший богов изысканным блюдом из собственного сына. Одни знакомы каждому с детских лет, о других осведомлены только искушённые знатоки. Любые факты – от общеизвестных до эксклюзивных – Софья Багдасарова преподносит ярко, доступно, интересно. Главный секрет её притягательности, конечно же, кроется в юморе. С улыбкой продираться через дебри похищений, отравлений и домогательств гораздо легче. Вот только не все шутки в книге получились одинаково удачными. Чаще всего юмор строится на контрасте между древностью и современностью – автор то сетует на отсутствие навигатора у древнегреческих героев, то уличает дельфийский оракул в использовании капслока. Впрочем, большинство шуток вполне уместны и оправданы, а в некоторых случаях и вовсе стирается грань между оригинальной хохмой и нетривиальной философией: например, бог Крон назван первым борцом за женское равноправие – получив предсказание, что будет свергнут собственным сыном, он принялся пожирать всех своих детей вне зависимости от пола. Рассказ об омерзительных сюжетах не ограничивается юмористическими пассажами. Каждая из многочисленных иллюстраций сопровождается лаконичным, но содержательным искусствоведческим комментарием. Здесь шутки оставляются в сторону и начинается серьёзный разговор: технические приёмы, исторический контекст… "Омерзительное искусство", ловко проскользнув между Сцилллой излишней развлекательности и Харибдной занудного академизма, позволяет весело провести время, а заодно узнать немало нового. Сергей Зотов, Дильшат Харман, Михаил Майльзус "Страдающее Средневековье" Фото: getpocket.com Несколько лет назад группа студентов исторического факультета Высшей школы экономики, желая разнообразить зубрёжку медиевистики, снабдили средневековые миниатюры остроумными и вполне современными надписями. Локальная шутка довольно быстро обрела всероссийскую популярность. Количество подписчиков паблика "Страдающее Средневековье" достигло нескольких сотен тысяч, а самые креативные из их и сами начали создавать смешные картинки, пытаясь увидеть в непонятных образах прошлого что-то забавное и злободневное. Вирусное распространение возымело не только развлекательный, но и познавательный эффект. "Лайкая" полюбившиеся картинки, подписчики сообщества заинтересовались истинным значением средневековых миниатюр: что же на самом деле скрывается за непонятными, "страдающими" образами? Ответить на каверзный вопрос взялись Сергей Зотов, Михаил Майзульс и Дильшат Харман – историки, специализирующиеся на средневековом искусстве. Хотя на обложку их книги вынесено название популярного паблика, покорившим интернет мемам на страницах места не нашлось – многочисленные иллюстрации вместо юмористических надписей сопровождаются содержательными комментариями. Авторы настроены на серьёзный разговор о средневековом искусстве, но, чтобы аудитория, не владеющая латынью и не знающая тонкостей схоластики, легче воспринимала сложный материал, разбавляют текст тонким юмором и отсылками к современности. Звериные, человеческие и божественные образы со старинных изображений раскрывают свои тайны и становятся более близкими и понятными. Конечно, тема средневекового искусства многогранна и неисчерпаема – одной (даже очень толстой книгой) в полном объёме её не охватить, поэтому авторы сосредоточились на довольно узкой (но весьма неожиданной) области – разного рода маргиналиях. Рогатые пророки, псоглавые святые, агнцы со множество глаз и рогов, невообразимые химеры… - за пугающими, непонятными, а порой и откровенно кощунственными образами обнаруживаются удивительные истории и открываются тайные смыслы. Экскурсы в прошлое не только обогащают новыми знаниями, но и разрушают немало стереотипов – когда становится понятным мироощущение и особенности мышления тех времён, Средние века перестают казаться чем-то мрачным, закостенелым и слишком далёким. Авторы по-настоящему "горят" историей тех времён. Их энтузиазм и увлечённость, усиленные безграничной эрудицией, цепляющим стилем и отличным чувством юмора, разжигают пламенную страсть к древности и в читателях. Антология "Живые поэты" Фото: worldpics.pro Казалось бы, очередной поэтической антологией никого не удивить. В пыли по магазинам разбросаны немало коллективных сборников – тут и мёртвые классики, и местечковые мэтры, и тематические издания (от любовных виршей до страшных стихов). Антологию "Живые поэты" от множества подобного рода проектов отличает тот факт, что её авторы живые как в прямом (они все благополучно здравствуют), так и в переносном смысле (в их текстах нет штампов, клише, архаизмов, эпигонства и других признаков поэтической омертвелости). "Живые поэты" - это проект, созданный писателем и журналистом Андреев Орловским в 2014 году, чтобы привлечь внимание к острым, злободневным, "неправильным" стихам. Противостояние "архаичным, пыльным, вымершим" представлениям о поэзии происходит через издание книг, организацию мероприятий и публикацию избранных текстов в социальных сетях (одноимённый паблик насчитывает несколько десятков тысяч подписчиков). Лучшие из этих дерзких, резких, непричёсанных, но всегда искренних и настоящих стихов вошли в антологию. Список авторов у одних вызовет искренний интерес, у других – обострённое любопытство, у третьих – откроенное негодование. Здесь есть и вполне респектабельные поэты, чьи подборки регулярно можно встретить на страницах "толстых" журналов (Дмитрий Воденников, Вера Павлова, Всеволод Емелин), и звёзды сетевой словесности (Арс-Пегас, Стефания Данилова, Ес Соя), и культовые музыкальные исполнители (от "роковых" Дианы Арбениной и Глеба Самойлова до рэперов Хаски и Loc-Dog’а). Пока кто-то ведёт дискуссии о том, существует ли поэзия русского рока и русского рэпа, создатели антологии никаких границ не устанавливают. Они стремятся подчеркнуть социальное, возрастное, тематическое многообразие литературного процесса. Неудивительно, что на соседних страницах в книге обитают стройная силлабо-тоника и импульсивный верлибр, медитативная лирика и отчаянный протест, безысходный пессимизм и устремлённость к светлым идеалам. Каждый автор представлен в антологии всего одним стихотворением – этого не хватит, чтобы составить целостное представление о его творчестве, но вполне достаточно, чтобы оценить потенциал и решить, стоит ли следовать за ним по запутанным поэтическим маршрутам. Текст дополняется портретным фото или тематическое иллюстрацией, а также перечнем любимых поэтов, который становится не то данью преемственности, не то своеобразным навигатором по стихотворным пространствам. "Слово бессильно, если оно мертво / Назвался поэтом – учись воскресать из мёртвых", - гласят вынесенные в эпиграф строки популярного сетевого стихотворца Кота Басё. Участники антологии вняли совету в полной мере: совершенно разные по стилю, технике, эстетическим принципам тексты объединены драйвом, экспрессией, надрывом – всем тем, что составляет настоящую жизнь.

Из Сети – под обложку
© Ревизор.ru