Войти в почту

«Иисус Христос — суперзвезда» изменил религию

11 июля 1971 года на Бродвее была впервые поставлена рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда». В 1971 году альбом «Jesus Christ Superstar» возглавил Billboard 200, в 1973 был снят знаменитый фильм. После этого рок признали серьёзным искусством, а спектакль завоевал сумасшедшую популярность, разошёлся на цитаты, лёг в основу нового мифа. Но главное, наверное, было в другом: рок-опера стала важной вехой в новой религиозности. Может ли главным, чуть ли не положительным героем трактующего Евангелие произведения стать Иуда? Может ли быть растерян Иисус? Могут ли авторы оправдывать того, кто предал Христа, и сочувствовать ему? В рок-опере так всё и есть: Иуда предал Иисуса потому, что хотел предотвратить народное восстание, по сравнению с ним остальные апостолы выглядели крайне неубедительно. А сам Иисус не понимал, почему Бог-отец посылает его на смерть. Рок-опера была написана в 1970 году, и это многое в ней объясняет. Позади остался 1968 год с волнениями парижских студентов и всеобщей забастовкой во Франции — в конце-концов правительство пошло на уступки. В этот же год ввели советские войска в Чехословакию, убили Роберта Кеннеди, прошли антивоенные демонстрации в США... В воздухе было разлито ощущение того, что старому миру приходит конец, и на пороге что-то новое. Казалось, что наступает время молодых. Религия перестаёт быть догмой, Иисус — той мерой, которой мерит себя каждый человек. Церковь теряет влияние, но время всеобщей опустошённости, когда людям потребуется новый духовный ориентир, пока что не наступило. Человечество верит в прогресс и науку. Послевоенный «Золотой век» с его поступательным ростом уровня и качества жизни ещё не закончился. Тут и появляется рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», где нет плохих и хороших, где у каждого героя своя правда и своя мотивация, а Иисус не слишком верит в себя — в отличие от Иуды. В сущности, такая трактовка Евангелия могла показаться ересью чистой воды, и несколько сотен лет тому назад у авторов оперы были бы неприятности с инквизицией. Но в новых условиях она означала реинкарнацию веры — приблизившись к тому, чем жил человек 70-х, та получила новое дыхание. Иисус стал не богом, а символом добра, христианство — воплощением гуманизма. Для религии это означало опасный путь. Но чего ещё можно было ожидать, если автор либретто, главным героем которого является Христос, считал себя неверующим? TASS/AP Photo/Karel Navarro Со времени премьеры рок-оперы прошло тридцать семь лет — церковь устояла, но её позиции в Европе ослабли. Сейчас христианство кажется воплощением гуманизма. Священником может стать женщина, догмат о непогрешимости Папы Римского устарел, и в храмах можно проводить концерты и выставки. В России всё по-другому, и в 2016 году, в Омске, некое православное движение потребовало отменить показ рок-оперы. Его было и отменили, да заступился тогдашний глава Администрации президента, любитель рока Сергей Иванов. Вслед за ним не поддержала запрет и РПЦ. Да и как можно запрещать ставшее культовым произведение, которое никто больше не связывает с тем, как изменилось отношение к вере? Теперь это просто прекрасная музыка и хороший текст, — их можно слушать бесконечное количество раз, наслаждаться и ностальгировать по верившему в прогресс и свободу, молодому 1971 году.

«Иисус Христос — суперзвезда» изменил религию
© News.ru