Сюрреализм в Москве

Метафизическая живопись

Откуда взялась Джорджо де Кирико вполне закономерно называют предшественником сюрреализма, но он свое творчество называл именно метафизической живописью.

Это направление итальянского искусства активно развивалось с 1910 по 1919 год, пока пути «метафизиков» не разошлись. Самого де Кирико до конца 1970-х заносило то в мясистый академизм и подражание классикам, то в сюрреалистические раскраски.

На что похоже Безлюдные архитектурные пейзажи, полуденные тени, сценки с механическими андроидами, натюрморты с неожиданным сочетанием предметов: резиновая перчатка, зеленый шар и гипсовая голова Аполлона...

Картины де Кирико действительно показывают реальность под необычным углом, деформируют ее — но только чтобы найти новое измерение в знакомых, повседневных деталях мира, без демонстрации изнанки сознания.

Для сравнения Работы еще одного мастера метафизической живописи — Джорджо Моранди — показывают сейчас в ГМИИ им. Пушкина. В ранних натюрмортах Моранди нагнетал ощущение потустороннего знакомыми по де Кирико манекенами и резкими тенями, а также подвисшими в воздухе предметами.

Сюрреализм, «как у Дали»

Откуда взялся Сюрреализм начался с литературы. Термин придумал поэт и драматург Гийом Аполлинер, а первый манифест в 1924 году написал Андре Бретон. Художники-сюрреалисты по юности были похожи на дадаистов, кубистов, абстракционистов, а по зрелости — сами на себя.

Самый эффектный и популярный, разумеется, Сальвадор Дали. Поссорившись с увлекшимися левыми взглядами соратниками, он провозгласил: «Сюрреализм — это я». И оказался прав. Если спросить у первого встречного на улице, что такое сюрреализм, скорее всего, он ответит: Сальвадор Дали.

Художник обеспечил себе статус единственного и неповторимого, превратив сюрреализм в образ жизни и персональный бренд. Но, строго говоря, послевоенные видения испанца, исполненные академического лоска, чистым сюрреализмом не назовешь.

Дали тиражировал себя не меньше, чем Энди Уорхол. Сейчас графику испанца можно увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства — и это его третья в году московская выставка.

На что похоже Сюрреалисты — фанаты Зигмунда Фрейда — пытались зафиксировать образы из снов, фантазий и видений. Ничего удивительного, что индивидуальный стиль определялся не только талантом, но личными комплексами и странностями.

У Дали были особые отношения с костылями и замочными скважинами, Рене Магритт заморачивался на котелках и трубках, Хуана Миро беспокоили зооморфные кляксы.

Русский след в мистическом сюрреализме

Откуда взялся В СССР сюрреализма не было, зато в среде русских эмигрантов работал талантливый художник-сюрреалист, увлекающийся астрологией и алхимией, — Павел Челищев. Он подарил Третьяковской галерее очень эффектное полотно «Феномен» (1936-1938), ищите его в постоянной экспозиции на Крымском Валу.

На что похоже Чилищев любил оптические обманки: пейзаж превращается в человека или тигра; из дерева растут младенцы; опавшая листва закатывается в истерике.

Одна из главных его новаций — мистическая перспектива, которая как раз отлично просматривается в «Феномене». Художник изображает ад, глядя с разных точек одновременно.

Патриотам согреет душу версия, что именно благодаря Челищеву Сальвадор Дали отвлекся от смакования персональных кошмаров ради сюрреалистического изображения околорелигиозных прозрений.